Изучаем менеджмент
Основная причина рыночной несостоятельности предприятия являются грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы в условиях рынка, а также стремление многих руководителей во главу угла своей деятельности ставить быстрое личное обогащение. Данные проблемы особенно ярко проявляются в периоды сбоев в работе хозяйственного механизма государства в целом.
Проводимые в настоящее время процедуры банкротства многих предприятий, в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", призваны привести к появлению новых собственников, новых менеджеров, способных эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее законодательство.
Сегодня в России ощущается острый дефицит подготовленных управленческих кадров, а качество подготовки к рыночной деятельности большинства имеющихся оставляет желать много лучшего. В России менеджеров - всего полпроцента занятых (для сравнения: в США - около 16 процентов). Попытка подготовки управленческих кадров за рубежом или на основе западных программ успехов не приносит. В России нет развитой рыночной инфраструктуры, иные традиции хозяйствования, свой менталитет, совсем другие ориентиры бизнеса.
Общеизвестна триада, определяющая ныне успех в бизнесе - "люди-продукт-прибыль". Стабильность бизнеса, прочность позиции фирмы на рынке, ее финансов обеспечивают, прежде всего, люди.
Однако самое главное - голова, менеджер. В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося мотором рыночной экономики. Сегодня опыт убеждает, что очень важно не попасть в "черные дыры" экономики. То есть, предприятия, поглощающие в изобилии ресурсы, просто не в состоянии произвести конкурентоспособную продукцию, поскольку большинство из них оснащены техникой вчерашнего дня, не выдерживают конкуренции с потоком высокотехнологичных товаров.
Повышение уровня конкурентоспособности организации, в том числе и условиях кризиса в решающей степени определяется качеством имеющегося персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью сплоченности, лояльностью к организации и мотивацией к высокопроизводительному труду. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации определяется тем, насколько мобильно она реагирует на любое изменение внешней по отношению к ней среды, насколько чутко улавливает изменения потребностей рынка, насколько она готова к постоянным изменениям.
В этих условиях требуется принципиально новый тип работника: высококвалифицированный, инициативный, склонный к инновациям, готовый самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, привязывающий свои личные цели к целям организации, в которой работает, ориентированный на долгосрочное сотрудничество
Как правило, одной из базисных причин кризисного состояния отечественных предприятий, наряду с микро - и макроэкономическими причинами является несоответствие принципов и методов управления персоналом современным условиям рыночной экономики.
У многих руководителей предприятий слишком сильны стереотипы административной системы управления, для которой персонал является ресурсом вспомогательным, а каждый работник рассматривался лишь как легко заменимый "винтик" механизма.
Правильное использование сотрудников организации, в соответствии с их способностями, является одной из главных причин ее успешной работы. И, наоборот, незнание способностей людей, а, следовательно, и их потенциальных рабочих возможностей, расстановка людей в нарушение личностных интересов, в несоответствии со способностями является одной из возможных причин кризиса организации. Как показывает практика, отечественное предприятие, находящееся с системном кризисе, его сталкивается не только с проблемами технологического или финансового характера, но и с проблемами в сфере управления персоналом, такими, как:
чрезмерная жесткость и иерархичность организационных структур;
монополизация информации, полномочий и ответственности в рамках руководства предприятия;
отсутствие четкого, рационального распределения функций между подразделениями, дублирование работ;
отсутствие общих для всего персонала традиций и норм поведения;
низкая трудовая дисциплина;
избыточная численность персонала, несоответствие его квалификационной структуры потребностям предприятия;
низкая производительность и т.п.
Все вышеуказанные явления обусловлены в первую очередь недостатками существующей на предприятии системы управления трудом. Таким образом, совершенствование системы управления персоналом является одним из направлений антикризисной стратегии предприятия, что должно быть отражено в антикризисной программе.
Такая программа должна предусмотреть переориентацию на принципиально новые цели и методы работы с персоналом, к которым относятся:
ориентация на наиболее полное использование имеющегося на предприятии кадрового потенциала;
уменьшение иерархических уровней, упрощение организационных структур за счет децентрализации полномочий и ответственности в масштабах предприятия;
разработка объективных критериев оценки результативности деятельности работников;
совершенствование стимулирования работников, переход к предельно гибким системам оплаты труда, ориентирующим работника на эффективный труд не только на его рабочем месте, но и на достижение конечных целей;
создание эффективной системы совершенствования кадрового потенциала предприятия на основе программ развития персонала;
выработка корпоративной культуры предприятия, обеспечивающей высокие социально-экономические показатели.
Нужно отметить, что согласно концепции организационной культуры, принятой в современном менеджменте, организация рассматривается как живой организм, способный за счет собственных ресурсов к постоянному обновлению. Адаптация к изменениям внешней среды расценивается в настоящее время как норма деятельности предприятия в рыночной экономике. Успех этой адаптации определяется тем, насколько работники интегрированы в систему ценностей предприятия, насколько они готовы к постоянным новациям, существует ли на предприятии единая организационная культура, или каждая социальная группа живет по своим собственным правилам.
Новые методы управления человеческими ресурсами ориентированы на быстрые технологические изменения и превращаются в важные компоненты стратегии управления. А сами работники начинают рассматриваться как ключевые ресурсы предприятия.
Без радикального изменения приоритетов в пользу работы с персоналом, без отказа от старых методов и принципов управления предприятие сохраняет слабые адаптационные возможности, неспособность к инновациям, что, в свою очередь, приведет его к последующим кризисам.
Инновационные основы управления предприятием как элемент антикризисных программ
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru