Изучаем менеджмент
Неформальные отношения между руководителем и подчиненными имеют большое значение для формирования хорошего морально-психологического климата в коллективе. Многое зависит от умения руководителя правильно строить межличностные отношения с персоналом.
Межличностные отношения в коллективе.
Одним из важных качеств сильного руководителя является умение разбираться в людях. Руководитель обязан хорошо знать людей, которыми он управляет. Чтобы ближе узнать своих сотрудников, необходимо, прежде всего, ознакомиться с их личными делами в отделе кадров. Однако документы не дают полного представления об интеллектуально-психологических особенностях подчиненных, их личностных качествах. Чтобы знать о людях все, получить надежный прогноз делового поведения работника, руководитель должен обладать психологической грамотностью общения.
Сегодня, когда от руководителя требуется умение учитывать в своей управленческой деятельности индивидуальные особенности каждого сотрудника, его психологическая компетентность становится одним из важных профессиональных качеств.
Система межличностных отношений является одной из важнейших социально-психологических характеристик и свидетельствует о том, что данная социальная группа представляет собой коллектив.
По мере его становления в нем появляются так называемые микрогруппы, включающие в себя от двух до пяти человек. Основанием для образования микрогрупп в коллективе могут быть общие увлечения, интересы, общее место жительства, одинаковы стаж работы в данном коллективе. Микрогрупп в коллективе бывает, как правило, не менее двух. Они в определенной степени обладают самостоятельно и контролируют поведение членов микрогруппы.
Влияние микрогрупп на коллектив проявляется в зависимости от ее направленности и может быть положительным и отрицательным. В случае отрицательной направленности микрогруппы руководителю необходимо установить причины расхождения ее целей с целями и задачами коллектива и провести воспитательную работу.
Принципы и правила делового общения.
Успех неформальных отношений с подчиненными зависит от соблюдения руководителем целого ряда принципов и правил делового общения:
Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, не задевать самолюбие людей, критиковать конкретные действия, а не человека.
Руководитель должен предъявлять ко всем сотрудникам одинаковые требования, ко всем относиться ровно, никого не выделять, обращаться к сотрудникам на "Вы" вне зависимости от их возраста. Для молодых руководителей типичной ошибкой является стремление стать "своим" среди подчиненных. В данном случае лучше сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допуская панибратства.
Руководитель должен уметь давать указания своим подчиненным. Указание может быть выражено в форме приказа или просьбы. Приказная форма приемлема в острых ситуациях. Указание, высказанное в форме просьбы, воспринимается лучше.
Руководитель должен критиковать подчиненных достаточно осторожно, так как критика может вызвать у людей моральную травму. Прежде, чем критиковать кого-то, необходимо провести индивидуальную работу с подчиненными, и только если это не принесет желаемого результата, применить критику как крайнюю меру.
Руководитель должен уметь слушать своих подчиненных - это признак хорошей коммуникабельности.
Следует подчеркнуть, что руководителю для поддержания хорошего психологического климата в коллективе в частности необходимо наличие высокой культуры общения, знание норм профессиональной этики. К ним относятся: доступность руководителя, демократизм в общении с подчиненными; умение создать атмосферу доверия; вежливость и корректность в общении, точность и ответственное отношение к данному слову.
Этика делового общения подразумевает также владение культурой речи. Она предполагает знание руководителем речевого этикета, широкие лингвистические умения и навыки, использование оптимального темпа речи, ее эмоциональной окраски, стилистическую грамотность, богатый лексикон. Невыразительная, заштампованная речь препятствует высокой эффективности общения.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru