Изучаем менеджмент
Современное отечественное управление затрагивает различные стороны общества. Управление организациями в российских условиях часто осуществляется на фоне драматических ситуаций (например, известны случаи несанкционированного захвата предприятий, рейдерские атаки и т.п.), но говорить о специфике отечественного управления можно лишь в связи с тем, что оно не обладает необходимым иммунитетом из-за непредсказуемости условий существования самих организационных структур.
Условия широкомасштабного кризиса в нашей стране привели к тому, что квалифицированные кадры не могут найти достойного применения. Как показывает опрос торгующих на отечественных рынках людей трудоспособного возраста, многие из них имеют высшее образование. Если относиться к этому достаточно отстраненно, то все это кажется абсурдом.
Весьма распространенной стала практика, когда во вновь создаваемых организациях их владельцы остаются только работодателями, и их отношения с персоналом исключительно жесткие и прагматичные. Строго официальный характер отношений руководителей к подчиненным исключает возможность доверительных отношений их не только с исполнителями, но и с целыми группами работников. Руководители нового типа считают, что сотрудники уже обязаны им тем, что имеют возможность работать и вовсе не задумываются над тем, какими должны быть их отношения с персоналом.
Современные руководители, как правило, требуют, чтобы подчиненные выполняли работу по жестко заданной схеме, не разрешая использовать никакие другие способы. Отсутствие интереса к работникам и их потребностям делает их недоброжелательными, отчуждая руководителей от исполнителей. Многие руководители в большей степени любят наказывать сотрудников, чем поощрять. В подобных ситуациях каждый работник, боясь наказания, тратит слишком большие усилия, чтобы избежать наказаний, совершая при этом ненужные действия. Например, проявляя большое рвение к решению малозначащих задач текущей деятельности.
Отрицательное последствие такого отношения к подчиненным - возникновение отрицательной мотивации, сопровождаемой неудовлетворенностью трудом и всей трудовой обстановкой в целом. Работники часто испытывают состояние безысходности, глубокой обиды и несправедливости. Сам руководитель, находится в состоянии напряженности, что не способствует его эффективной деятельности.
Экономический кризис способен резко ухудшить процессы управления, поскольку в этом случае нарушаются такие важные функции управления, как планирование, мотивирование и другие. Отсутствие стабильности в стране привело системы управления экономикой к неустойчивым и дисгармоничным процессам.
Чрезвычайно важно и то, что из-за постоянно изменяющихся внешних факторов, например, действия конкурирующих фирм и связанной с ним утечки важной информации, имеющийся прошлый опыт решения многих проблем организаций нарушается и приводит к невозможности адекватно реагировать на перемены. Так, из-за "обвала рубля" в августе 1998 года ранее функционирующие фирмы и многие коммерческие банки разорились.
В условиях кризиса руководители не могут сделать управление предприятиями стабильным, упорядоченным и не могут быть гарантами полной занятости специалистов высокой квалификации. Кризисные явления в экономике стали причиной возникновения трудноразрешимых управленческих конфликтов, приводящих к дисфункциональным последствиям в виде ожесточения между самими работниками внутри групп, между руководителями и подчиненными, создавая психологический антагонизм между людьми.
Печальным фактом для отечественного менеджмента является то, что работники направляют свои действия не на "мирные цели", а на соперничество, постоянно поддерживая и разжигая конфликты внутри рабочих групп. Чтобы быть по-настоящему вооруженными против конфликтов, руководители должны адекватно оценивать ситуации, приводящие к противоборству между участниками конфликтных действий.
В настоящее время сформировалось неправильное отношение к имеющимся "человеческим ресурсам", многие руководители пренебрегают ими. Не единичны факты, когда владелец создает умышленную текучесть кадров, чтобы не тратить деньги на предусмотренные трудовым договором повышения заработной платы (за непрерывный стаж работы, за повышение квалификации и т.п.). В противоположность к такому подходу, в промышленно развитых странах Америки, Европы и в Японии "человеческие ресурсы" рассматриваются как важнейший фактор в менеджменте.
В условиях стихийного отечественного рынка часто на предприятиях применяются разрушительное управление, называемое "терминаторным менеджментом". Оно проявляется в том, что в организации используют методы "дезорганизации", "декоординации", "демотивации", "декомпетенции". Если созидательное управление ставит цели по достижению более высокого уровня работы и результатов, то разрушительное нацелено на более низкий уровень. Конечным итогом "терминаторного менеджмента" является "уничтожение" компетентных работников.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru