Меню сайта


Система менеджмента качества компании Делси

В 1990-е годы при переходе к рыночным условиям появилась конкуренция товаропроизводителей, которые ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции. В этих условиях потребовалось заниматься качеством не только самой продукции, а рассматривать всю систему экономических отношений, разрабатывать и исследовать процессы управления всей деятельностью предприятий и обращать внимание на такие аспекты деятельности, как финансы, ресурсы, персонал и т.д. Для решения проблем качества необходимо принять комплекс экономических, правовых, социальных и организационно-технических мер, направленных на улучшение качества.

Повышение качества и конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, как на внутреннем, так и внешнем рынке является решающим условием вовлечения реальных средств в подъем экономики и преодоления кризисных явлений.

Фактор качества должен учитываться при принятии решений по вопросам развития страны, предусматривает организацию широкой подготовки руководителей и специалистов различного уровня в области качества, определяет политику по созданию для предприятий организационно-технических условий, способствующих решению проблем качества.

В современной науке и практике существуют различные определения понятия качества. Академия проблем качества РФ сформулировала концептуальное видение качества как фундаментальную категорию управления, которая определяет образ жизни, социальную и экономическую основу успешного развития человека и общества. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которая придает им способность удовлетворять обусловленные ими предполагаемые потребности потребителей.

Качество - интегральное понятие, которое характеризует эффективность всех сторон деятельности предприятия или организации: организацию деятельности, маркетинг, разработку стратегии и др. Главным шагом на пути улучшения российского менеджмента - это внедрение системы менеджмента качества, соответствующей требованиям стандартов ИСО 9000:2000. Сформулированные в них принципы менеджмента и критерии качества вобрали в себя основной опыт международного сообщества по созданию конкурентоспособного бизнеса.

В преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию и в связи с введением в действие Федерального закона "О техническом регулировании" № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года возрастает значение наличия на предприятиях сертифицированных и эффективно функционирующих систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000. Система менеджмента качества (СМК) представляет собой модель менеджмента многочисленных взаимосвязанных, взаимодействующих, динамичных видов деятельности (процессов), осуществляемых организацией.

Система менеджмента качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. Современные экономические условия обострили кризис управления производством, а формирование новой конкурентной среды заставило руководителей промышленных предприятий обратить внимание на качество и эффективность производимых товаров и услуг. Российские предприятия отстают от своих зарубежных аналогов в применении современных методов управления качеством

Насыщение внутреннего рынка импортным продуктом обостряет конкурентную борьбу отечественных предприятий с зарубежными поставщиками. Сертификация предприятий на соответствие нормам стандарта ИСО серии 9000, вынуждающая внедрять системы качества, способствует увеличению конкурентоспособности российских продуктов. Для любого предприятия важно соблюдать установленные стандарты и поддерживать на соответствующем уровне систему качества.

Мировой опыт свидетельствует, что построение на предприятии СМК, соответствующей требованиям стандарта ИСО 9001, позволяет увеличить эффективность и прибыльность, обеспечить удовлетворенность потребителя, упрочить позиции на рынке, уменьшить себестоимость продукции и услуг, существенно повысить доверие к предприятию (организации). Менеджмент качества - менеджмент четвертого поколения, сегодня становится ведущим менеджментом предприятий, организаций и фирм различных форм собственности.

Принятие системы менеджмента качества должны являться стратегическим решением организации. Разработка и внедрение системы менеджмента качества организации находятся под влиянием изменяющихся потребностей, специфических целей, производимой продукции, процессов занятости, используемых процессов, а также размера и структуры организации.

Существует много причин, по которым предприятие вынуждено заниматься внедрением норм ИСО серии 9000.Самая важная из них, связана с тем, что заказчик признает только того поставщика, система качества которого сертифицирована на соответствие этим нормам. Только в этом случае он уверен, что минимальные требования к качеству выполняются или будут выполнены.

К нормам ИСО серии 9000 можно относиться как угодно, но тот факт, что они действуют в международном масштабе, позволяет предприятию даже там, где это не требуется законодательством, использовать сертификат на систему менеджмента качества в рекламных целях и таким образом обеспечивать себе преимущество перед конкурентами. Поэтому нельзя недооценивать пользу от правильно разработанной и внедренной системы менеджмента качества, основанной на этих нормах, тем более, что она проявляется не только после сертификации, а уже на пути к ней, и продолжает проявляться после ее успешного завершения.

Мотивацией для принятия решения о сертификации системы качества на предприятии может быть следующее. Путь к сертификации в любом случае связан с необходимостью глобально вникнуть в проблему качества. То, что при этом приходится заниматься культурой качества, анализировать процессы, вскрывать слабые места и целенаправленно стремиться к улучшениям, позволяет рекомендовать нормы ИСО серии 9000 как средство совершенствования процессов образования качества.

Сегодня, не имея системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000, производитель не может реально конкурировать как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Наличие сертификата ИСО серии 9000 открывает перед производителями широкие перспективы при ведении бизнеса. Например, повышаются шансы на успех при участиях в тендерах, появляются возможности экспорта продукции по более высоким ценам (наличие сертификата ИСО у производителя избавляет партнеров от необходимости проводить дорогостоящую экспертизу качества закупаемых товаров) и т.д. Но, главное, построенная с учетом требований международных стандартов ИСО система качества позволяет сделать работу предприятия максимально эффективной и прибыльной.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ЕЕ РОЛЬ В УПРАЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ