Изучаем менеджмент
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения. Работник заинтересован передать свои знания молодым специалистам. Этот период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъем на новые служебные ступени. Появляется заслуженное уважение к себе, к окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, проявляется все больший интерес к другим источникам дохода. Руководитель может мотивировать работника почетными званиями (титулами), грамотами, публикациями в прессе и периодических изданиях.
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник начинает готовиться к уходу на пенсию. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры (работник получает меньше удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта), самовыражение и уважение к себе и другим (подобным из его окружения) достигают наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремится увеличить и другие источники дохода. Руководитель должен обеспечить такому работнику стабильность и гарантированность существования.
На последнем пенсионном этапе карьера в данной организации завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности (живопись, садоводство). Руководитель предприятия должен позаботиться и о пенсионерах. Например, выплачивать им денежные премии к юбилейным датам и праздникам. Для пенсионеров очень важно признание прошлых заслуг, встречи друг с другом (хотя бы раз в год). Потенциал этих работников еще может быть использован на предприятии. Например, можно пригласить пенсионера поработать временно на период больничного или отпуска штатного сотрудника или в качестве консультанта. Такая практика применяется на многих предприятиях.
Проведем анализ состава и структуры трудовых ресурсов организации в зависимости от образования, используя таблицу 13.
Таблица 13 - Состав и структура трудовых ресурсов по образованию
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Абс. изм-е 2009г. к 2007г. | ||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
Высшее |
63 |
76,8 |
72 |
77,4 |
74 |
81,3 |
11 |
4,5 |
Среднее профессиональное |
19 |
23,2 |
21 |
22,6 |
17 |
18,7 |
-2 |
-4,5 |
Всего |
82 |
100 |
93 |
100 |
91 |
100 |
+9 |
- |
Судя по вышеприведенной таблице можно сделать вывод, что основная масса работников предприятия имеет высшее образование, доля которых на 2009 год составила 81,3%. Работники со средним профессиональным образованием занимают меньшую долю 18,7% (доля за три года снизилась на 4,5 процентных пункта).
Далее рассмотрим наиболее важные факторы, способствующие повышению мотивации в ФГУ "Кировский ЦСМ".
Планирование карьеры как фактор повышения мотивации работника:
Как проведенное нами, так и другие исследования показали, что пока такому направлению, как планирование карьеры в организации уделяется незаслуженно мало внимания. А ведь это - один из сильнейших стимулов к росту профессионализма и мобилизации сил к взаимному интересу работника и организации.
Более половины руководителей на предприятиях вышли за временные пределы наиболее эффективной деятельности, и на это руководству ФГУ "Кировский ЦСМ" следует обратить весьма серьезное внимание.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru