Изучаем менеджмент
Для повышения и формирования положительной мотивации работников в организации разрабатывается технология мотивации. Под технологией мотивации будем понимать действия, знания и методы мотивации, имеющиеся в арсенале у руководителя, для получения необходимого результата в процессе активизации персонала к эффективному выполнению действий.
Технология мотивации в зависимости от возрастных категорий работников, этапов карьеры [8] (таблица 12).
Таблица 12 - Этапы карьеры и ее планирования
Этап карьеры |
Возраст лет |
Содержание этапа |
Моральные потребности |
Физиологические и материальные потребности |
Предварительный, подготовительный |
до 25 |
Учеба, испытания на разных работах |
Начало самоутверждения |
Безопасность существования |
Становление |
до 30 |
Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста |
Самоутверждение, начало достижения независимости |
Безопасность существования, здоровья, нормальный уровень оплаты труда |
Продвижение |
до 45 |
Продвижение по службе, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации |
Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения |
Здоровье, высокий уровень оплаты труда |
Сохранение |
до 60 |
Пик совершенствования квалификации специалиста, повышение квалификации |
Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения |
Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода |
Завершение |
после 60 |
Подготовка к уходу на пенсию новому виду деятельности на пенсии |
Стабилизация, самовыражение, рост уважения |
Сохранение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода |
Пенсионный |
после 65 |
Занятие новым видом деятельности |
Самовыражение, стабилизация уважения |
Размер пенсии, другие источники дохода |
По данным исследования, выходя на работу после окончания учебного заведения, молодой специалист еще не обладает достаточным багажом знаний для того, чтобы самостоятельно трудиться на своем рабочем месте. Первоочередной задачей, возникающей у работника на подготовительном этапе карьеры, является потребность продолжать свое обучение уже непосредственно на рабочем месте. Оно создает очень сильный мотив для добросовестной деятельности в организации. Поэтому молодому специалисту предоставляется возможность узнавать новое посредством выполнения заданий.
В период освоения на новом рабочем месте молодого специалиста волнует, прежде всего, применение на практике полученных знаний, одобрение хода работы, поддержка коллектива, обустройство рабочего места и минимум заработной платы. Ему необходимо видеть конечные результаты деятельности и перспективы своего развития. Отсутствие возможности роста ведет к снижению трудовой активности работника и, как следствие, эффективности работы организации в целом.
На этапе становления (25 - 30 лет) работник осваивает свою профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и проявляется потребность к установлению независимости. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой был бы выше прожиточного минимума, и улучшить жилищные условия.
На этапе продвижения главными стимулами являются повышение в должности или ротация, повышение уровня квалификации. В это период идет процесс роста квалификации, работник продвигается по служебной лестнице. Накапливает богатый практический опыт, приобретает навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение работника как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения размеров оплаты труда, здоровья и повышения в должности.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru