Изучаем менеджмент
Финансовых ресурсов в Украине от начала ее независимости почти не существовало, что привело к ослаблению экономики. Для подъема экономики в этой сфере значительную роль могут сыграть политика поощрительного кредитования и высокие темпы сбережений.
Информационные ресурсы. Объективно в Украине существует огромный объем современных информационных ресурсов. Но без повседневного обновления, без индустрии снабжения нужной для принятия решений информации, без наличия хотя бы несовершенных систем управления знаниями и т.п. они мгновенно теряют свою стоимость. Именно это и произошло в нашей стране на начало 90-х годов. Катастрофическое обесценение информационных ресурсов длится вследствие кризиса отечественного книгопечатанья, эмбрионального развития Интернета в Украине.
Общественный порядок в Украине из-за отсутствия острых социальных и этнических конфликтов, с одной стороны, можно определить благоприятным для бизнеса. Но, с другой стороны, имеем признать, что тектонические сдвиги общественных норм в период трансформации превратили Украину на парадоксальную страну, где стабильный общественный порядок сопровождается резким снижением индекса экономической свободы в условиях нестабильной экономической системы.
Своеобразной защитной реакцией общества на гнетущий экономический режим постоянная широкомасштабная теневая экономика. Благодаря ней, за многими оценками, выживает половина населения Украины, значительная часть предприятий, практически весь мелкий бизнес. Втягивание большинства трудоспособного населения в теневой сектор создало живой щит из миллионов простых людей, которые надежно прикрывают ее уголовное ядро и обеспечивают его безнаказанность. Как следствие - происходит подрыв фундаментального принципа «верховенства права», уничтожается вера людей в справедливый общественный порядок на основе закона, в правоохранительную функцию государства. Эти явления, безусловно, делают общественный порядок шатким, углубляют неуправляемость экономики и многих учреждений социальной и культурной сфер.
Одним из опаснейших следствий украинского бездарного менеджмента 80-х годов и вульгарных «рыночных реформ» 90-х годах есть взрыв коррупции, широкомасштабная криминализация общества. Больше того, официальная власть все более плотнее срастается с теневой, своей деятельностью всячески оказывает содействие ей. Эффективная борьба с этой властью возможная только путем кардинального оздоровления прежде всего государственной власти. Этот процесс начала административная реформа в грудные 1999 года, но ее эффективность оказалась недостаточной. Важным элементом реформы должен стать решения рук творческим людям и менеджерам на местах [4, с. 9].
Она должна быть сфокусирована не на потребностях верхов иметь еще больше властных полномочий, как это стараются сделать в нынешней реформе, а на стратегических нуждах украинского государства.
Следует отметить, что активность деятельности и личностный потенциал государственного аппарата в последнее время кое-что возросли. Это обусловлено приходом «во власть» нового поколения тридцатилетних и сорокалетних, которые имеют высокий уровень образования, динамизм и современное мировоззрение. Однако, вопреки определенным позитивам, эффективности деятельности государственного аппарата остается очень низкой.
Для повышения эффективности управления и отстранения главного бедствия - неэффективного менеджмента, на наш взгляд, необходимо обеспечить менеджерскую переподготовку большого количества специалистов, которые получили высшее и среднее специальное образование в предыдущие года, чтобы бы они лучше адаптировались к трансформационным процессам в Украине.
Одним из факторов, которые может повлиять на быстрое развитие управления и преодоление неблагополучной экономической ситуации в Украине, есть бескомпромиссный отказ от старых привычек и условностей и внедрение новой техники и методов управления.
Модернизация управления должны происходить на основе подхода, который синтезирует систему таких требований: реализация мультипликационного эффекта, т.е. такого, что постоянно нарастает, множится; достижение синергетического эффекта, т.е. максимизации эффективности от объединения многих факторов в рамках данной системы; осуществление интегрального эффекта как единства метрических и не метрических ценностей [57, с. 39].
Выявленные проблемы украинского менеджмента на современном этапе развития и пути их разрешения представлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Основные проблемы развития современного менеджмента в Украине и пути их разрешения
Проблемы развития менеджмента |
Пути разрешения |
Отсутствие долгосрочного планирования управления |
Развитие и заимствование оптимальных технологий прогнозирования и планирования |
Неумение импортировать новые технологические приемы управления |
Разработка тесных контактов с менеджерами-профессионалами |
Пренебрежительное отношение менеджеров к работникам компаний |
Точное определение прав и обязанностей с сохраненным чувством коллективизма |
Слабая подготовленность руководителей к управлению предприятиями в условиях изменения организационных форм и трансформации собственности |
Прохождение специализированных курсов повышения квалификации менеджеров, развитие системы бизнеса-образования |
Коррумпированность принятия управленческих решений |
Создание стимулов для оптимизации управленческих решений в пользу эффективного функционирования предприятия |
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru