Изучаем менеджмент
Обратимся к оценке качеств деловых руководителей украинских предприятий [74]:
% из них могут считаться такими, что отвечают современным требованиям как предприниматели, лидеры, «реформаторы» государственной собственности. Они обеспечивают стабильное финансовое положение предприятий, перестраивают структуру выпуска продукции, не допускают острых социально-трудовых конфликтов, активно внедряют приватизационную политику;
% директоров есть такими, что более или менее отвечают рыночным критериям. Текущее функционирование предприятий обеспечивается, главным образом, на основе эффективной коммерческой политики. Структурная перестройка и приватизация осуществляются, но медленно, имеют место или проявления патернализма относительно работников, или элементы консерватизма в процессах реструктуризации и приватизации;
% директоров не способны решить проблему выхода своих предприятий из состояния кризиса: вопрос текущего функционирования они решают время от времени, финансовое положение предприятий есть нестабильным или кризисным; перспективные направления реструктуризации или не выявленные, или не имеют реальных источников осуществления; руководство не способно противостоять диффузии активного капитала.
Таким образом, в целом профессиональный уровень директоров нельзя оценить как довольно высокий. Только треть руководителей имеет необходимый профессиональный уровень.
Аллергия правительства на менеджмент. Как это не грустно, но украинский истеблишмент большей частью не имеет современной управленческой подготовки. В нашей стране на руководящие должности часто назначают по принципу знакомства и личной преданности. Высшую независимую комиссию по государственной службе, которая существует в западных странах (а она и только она определяет, способный ли претендент работать в правительственных структурах), в Украине не создано.
Неразвитость и деформация структуры высшего управления стали главными факторами продолжительного трансформационного кризиса, который привел к резкому ухудшению экономической безопасности государства. На сегодня в Украине выделяют три типа высших должностных лиц. Первый тип - это так называемые разрушители, что действуют по принципу: разрушим все до основания, а потом будем строить неизвестно что, но как-то построим. Второй тип - дилетанты-любители, которые попали на должности случайно, имея поверхностные знания и низкую квалификацию. Они не способны решать сложные вопросы трансформационного процесса, так как не имеют новаторских подходов и высокой профессиональной подготовки. Третий тип - имитаторы, которые лишь имитируют деятельность, постоянно ссылаясь на объективные преграды, которые воспрепятствовали им реализовать то или та задача. Они во всякое время выгадывают новые лозунги, вводят новые почины и т.п. [34].
Внедренным с 1 июля 1997 г. в Украине Классификатором видов экономической деятельности (КВЕД), который составлено с использованием мирового опыта стандартизации, «Государственное управление» выделено как один из 20 других основных видов. Содержание подготовки руководителя государственного органа вытекает из сути общих функций, которые он должны выполнять. Руководитель в своей деятельности никогда не ограничивается выполнением одной специальной функции. Он постоянно сталкивается с необходимостью решать вопроса и общего организационного, и специфического правительственного, финансово-экономического, политологического, психологически-социального, психологического, информационного и т.п. характера.
С целью формирования целостной системы обучения государственные служащие созданы Украинскую Академию государственного управления при Президенте Украины с филиалами в Днепропетровске, Льву, Одессе и Харькове. Тем не менее, система кадрового и научного обеспечения государственного управления в Украине еще не является совершенной и служит большей мерой для удержания рабочих мест для преподавателей, чем для подготовки кадров. Существование лишь одной, фактически монопольной структуры в виде упомянутой Академии очень имело для Украины. Должны функционировать и альтернативные учебные заведения. При этом очень важно, чтобы они отвечали требованиям времени, ориентировали будущих государственных служащих на соблюдение национальной доминанты в принятии любых государственных решений и на отстаивание интересов собственного государства. Итак, одной из причин потери управляемости в обществе есть то, что власть не захотела или не смогла вооружить кадры современными методами и средствами управления. Возникли «ножницы» между властью и компетентностью.
Недостаток корпоративной культуры. Недостатком современного менеджмента в украинском бизнесе есть недостаток корпоративной культуры. Ныне она присущая только немногим украинским компаниям. Психология высших руководителей компаний определяет корпоративную культуру. Недостатком украинской культуры менеджмента есть то, что руководитель преимущественно на интуитивном уровне сознает, что хорошо, а что плохо. При этом он еще не всегда может сформулировать свои представления в виде кодекса.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru