Меню сайта


Предпосылки возникновения менеджмента

Во-первых, организация - это объединение людей, которые составляют разные части организации. Во-вторых, организация создается и существует для достижения общей цели, которая объединяет людей для реализации конкретных нужд и интересов. В-третьих, необходимое условие достижения общих целей - общая деятельность в разнообразных формах взаимодействия (координация, обмен информацией и др.). Взаимодействие дает возможность интегрировать деятельность людей, оказывает содействие формированию организации как единого целого с качественно новыми свойствами, которые не сводятся к сумме свойств его частей. В-четвертых, организация имеет границе, которые дают ей возможность существовать автономно от других подобных формирований, и которые не дают ей возможности рассеяться в окружающей среде. Как правило, границы фиксируются, закрепляются в таких регламентах, как устав, договор, положение. Итак, организация как социальная система есть относительно автономной группой людей из четко структурированной общей деятельностью и определенными границами, сознательно создаваемой для достижения общей цели [9, с. 54].

В наиболее общем виде деятельность организации связана с преобразованием ресурсов в новые блага. Ресурсы делятся на естественные, труду, сырьевые, финансовые, технологические, информационные, а к благам принадлежат как товары, так и услуги. Главнейшей чертой деятельности каждой организации есть внутреннее разделение труда: горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальное разделение труда предусматривает низменность трудового процесса на составные компоненты. Из них образовываются подразделы организации, которые выполняют специфические конкретные задачи. Вертикальное разделение труда предусматривает низменность всех видов деятельности в организации работы, направленную на достижение целей организации, и координирование этой работы. Соответственно все должности в организации делятся на исполнительские (неуправленческие) и менеджерские (управленческие).

Управленческая деятельность самостоятельно выделилась в результате разделения труда. Глубочайшим разделением труда в рамках сотрудничества было то, что отделило руководителя от исполнителя, умственные усилия от физических. Работа руководителя - это управление и контроль; работа исполнителя - физическое влияние на объект работы. Необходимость анализа и разработки практических рекомендаций в области менеджмента возникшая прежде всего в связи с увеличением удельного веса организационно-управленческих проблем в производстве вследствие деления и кооперации работы. Попытки не только разрешить этот вопрос, а и достичь большего эффекта от общей деятельности породили потребность изучения и систематизации вопросов управления.

Основу современного хозяйственного управления составляют: а) много вариантность ходок менеджмента; б) гибкость и неординарность хозяйственных ситуаций; в) неповторимость тех или других способов действия в конкретной ситуации [45, с. 67].

Современный менеджмент - это тысяча возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Сложность изучения и освоение менеджмента заключается в том, что подходы, разработанные одной фирмой, которые хорошо себя зарекомендовали, могут оказаться не только неэффективными, а и даже вредными для другой. Поэтому в деятельности менеджеров делается акцент не на стандартных приемах, а на способности быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию, эффективно управиться с ней. Менеджмент не дает универсальных рецептов. Он учит того, как, зная приемы, способы и пути решения тех или других управленческих задач, обеспечить успех конкретному предприятию независимо от его организационно-правовой формы (государственное, частное, акционерное и др.).

Овладение искусством менеджмента есть одним из главных рычагов повышение результативности хозяйственной деятельности, которая во многих случаях оказывается намного эффективнее, чем использование финансовых «инъекций» или создание новых производственных мощностей.

Успех в предпринимательской деятельности никогда не бывает случайным, он обеспечивается эффективным управлением.

Управление предпринимательской деятельностью в крупной организации - это управление, прежде всего людьми и отношениями между ними и разными их коллективами. Если в маленькой фирме все решения, связанные с ее деятельностью, как правило, принимает непосредственно владелец, то в крупной эти функции выполняют профессиональные управленцы - менеджеры. В современной предпринимательской структуре менеджер является центральной фигурой. Если на фирме менеджмент организованно неудовлетворительно, то не помогут ни деньги, ни высококвалифицированный персонал, ни современные технологии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4