Меню сайта


Предпосылки возникновения менеджмента

Одновременно Аркрайт сформулировал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы, согласно которому разнообразные нарушения фиксировались в специальной книге, и вводилась система штрафных санкций в виде отчислений из заработной платы [70, с. 36].

Широкомасштабный социальный эксперимент в сфере управления осуществил в 1800-1828 годах английский ученый Роберт Оуэн, который был в тот период управляющим ряда текстильных фабрик [70, с. 36]. Суть этого эксперимента заключалась в предоставлении рабочим упорядоченного жилья, улучшении условий работы, быта, отдыха, в создании сети магазинов, которые торговали товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, управляемых Оуэном, было повышено минимальный возраст, начиная из которого дети могли привлекаться к работе, сокращенно продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. Оуэном руководила совсем не идея благодетельности, а экономический расчет, целью которого было повышение производительности работы. Своими экспериментами Оуэн на практике подверг испытанию идею того, что через полтора столетие стало на Западе довольно распространенным явлением и достало название социального партнерства. Тем не менее, эта идея настолько обогнала свое время, которая тогда не имела поддержки общества, и в скором времени о ней забыли.

Важный шаг в развитии теории и практики управления было сделано профессором математики Кембриджского университета, изобретателем первой вычислительной машины Чарльзом Бэббиджем. Взяв за основу концепцию разделения труда А. Смита, он высказал идею деления физического и умственного труда, составил перечень положительных характеристик специализации, разработал методику изучения расходов рабочего времени на осуществление разных операций, сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявление путей повышения эффективности работы на основе изучения данных статистики, а также применение премиальной системы оплаты. Ч. Бэббидж не был удовлетворен просто специализацией физической работы, или делением за профессиями. Поставив вопрос о том, должные ли математики выполнять простейшие арифметические операции, разработал аналитическую машину, которая дала возможность освободить талантливого человека от многих рутинных расчетов. Сегодня это современные мощные ЭВМ. Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж изложил в книге «Экономика машин и промышленных предприятий» (1832 г.), которая оказалась первой в мире публикацией научного управления. Однако последнее как целостная система еще не сложилось - это задача была разрешима уже в XX ст.

Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX ст.) известная под названием бюрократической; ее теоретической платформой постоянная концепция «рациональной бюрократии» известного социолога, экономиста Макса Ветера. Основные ее результаты: формирование больших иерархических структур, низменность управленческой работы, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров [70, с. 37].

Несмотря на большое значение революционных преобразований, развитие управления происходило преимущественно эволюционным путем. Он характеризуется непрерывностью, которая отражает логику и историю изменений, которые происходили не только в экономике, а во всей системе социально-экономических отношений человеческой цивилизации.

Классик экономической теории А. Смит довел, что естественное желание людей улучшить свое благосостояние есть настолько могущественным стимулом, который, если ему дать возможность действовать без препятствий, желание само способно привести общество к процветанию. Его взгляды на природу свободного предпринимательства, на роль рынка и функции государства было положено в основу теории и практики менеджмента.

Как самостоятельная теоретическая дисциплина наука управления возникшая на рубеже XIX-XX ст. В этот период впервые были поставлены вопросы о роли менеджмента как самостоятельной сферы научного знания и практической деятельности. Приходилось, что менеджмент следует конституировать в особую науку со своим предметом, литературой и ассоциациями.

Возникновение менеджмента как научной системы управления производством была ответом на нужды промышленного развития конца XIX - начала XX ст. Специфическими чертами этого периода были: массовое производство и массовый сбыт; ориентация на рынки значительного однородного спроса; появление больших корпораций и т.п. Развитие продуктивных сил в форме предприятий-гигантов остро требовал, с одной стороны, рациональной организации работы и производства, с другой - четких и взаимосогласованных всеми подразделами и службами, управленцами и исполнителями соответственно научно обоснованным принципам, нормам и стандартам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4