Меню сайта


Предложения по развитию корпоративной культуре ВУЗа

Признаком организации, с точки зрения А.И.Пригожина, является то, что она формируется на более высоком уровне, возвышающемся над деловой (трудовой) организацией. Подобное определение применимо к конкретному вузу в том отношении, что он сам представляет собой объединение первичных деловых организаций - кафедр, научных центров, вспомогательных подразделений. Кроме того, вуз не только реализует уникальные направления образовательной и научно-исследовательской деятельности, но и выходит за рамки этой деятельности, за пределы своего региона, развивая собственную сетевую структуру с гибкими линейными связями. Важным признаком корпорации является то, что в конкурентной среде она идентифицирует себя как целое, противостоящее внешней конкуренции. Особая сторона жизни корпорации - поддержание «корпоративного духа». Проявлением такого духа считаются, в частности, открытый характер управления (публичность принятия основных решений, выборный характер руководящих органов и т.п.), стремление обеспечить единую информационную среду (создание обширной внутренней электронно-информационной сети, охватывающей все подразделения, регулярная деятельность системы печатных изданий) и многое другое.

Современная (креативная) корпорация - это относительно обособленная социальная общность (сообщество), объединяющая управляющих и управляемых специфическими интересами деятельности и требующая от всех элементов творчества и самостоятельности на рабочем месте. В корпорации такого типа применяются относительно унифицированные методы неэкономической мотивации, передача ответственности на максимально низкий уровень персонала. Креативная корпорация, как правило, строится вокруг творческой личности, являющейся залогом устойчивости и процветания организации.

Ныне университеты, как и промышленные корпорации, управляются профессиональными менеджерами, хотя и обладающими академическими степенями и званиями, но выступающими совершенно в другой роли. Это меняет и стратификацию в среде преподавателей. В рамках университета успешен тот, кто не только может произвести новое знание, но и обладает способностями выгодно его реализовать на рынке.

Новые требования потребителей, в роли которых выступают абитуриенты и студенты, обострили и усложнили условия конкурентной борьбы среди вузов, так и внутри отдельного вуза. Теперь многие учащиеся сами выступают в качестве клиентов корпорации, покупателей на рынке образовательных услуг, предлагаемых университетом. И хотя известные дисциплинарные ограничения в отношении студенчества по-прежнему существуют, но изменился статус студентов. Университет в известной мере оказывается зависимым от своих клиентов.

Разумеется, и при изменившихся обстоятельствах качество образовательных услуг поддерживается на высоком уровне: прежде всего за счет динамичности учебного процесса и наличия многообразных форматов получения знаний. Кроме того, учебных дисциплин и курсов, корректировка существующих программ позволяют повысить конкурентоспособность учащихся на рынке труда.

Под воздействием объективных факторов конкуренции начинает формироваться общая заинтересованность всех участников экономической деятельности вуза в реализации совместной миссии организации.

Если университет понимать как конгломерат независимых людей, интересы которых могут быть прямо противоположными, то об успешном управлении не может быть и речи. Истинная сила университета покоится в коллективизме, равных обязанностях учащихся и обучающих, общих научных корнях, выходящих за пределы отдельных дисциплин, на осознанном сплочении науки, технических и административных услуг. Поэтому сегодня как никогда важны разумное соотношение между индивидуальной и корпоративной автономией, нацеленность на полное использование сильных сторон системы «университет».

Именно с этой точки зрения следует оценивать и внутреннюю культурную среду университета. Она призвана олицетворять собой взаимосвязь формальной и неформальной систем правил и норм деятельности, обычаев и традиций. Но чтобы добиться полного описания процессов, происходящих при адаптации системы управления университетом к постоянно меняющейся рыночной среде, нужно как раз разграничить формальную и неформальную составляющие корпоративной культуры.

Формальная система формируется первыми лицами университета благодаря собственным управленческим действиям, которые направляют деятельность подчиненных так, чтобы те осознанно воспринимали главенствующие аспекты и ценности этой культуры, знали их важность для более эффективного достижения поставленных целей.

Неформальная система образуется спонтанно через взаимодействие работников, ее функционирование практически не связано с официально установленными правилами организационной жизни. Она представляет собой самоорганизующуюся систему, результирующий вектор которой определяет корпоративную культуру и действует параллельно с формальным хозяйственным механизмом высшего учебного заведения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6