Изучаем менеджмент
Полиграфия - одна из самых высокотехнологичных и быстроразвивающихся отраслей промышленности. Российская полиграфия - это не только государственные унитарные предприятия, но и сотни, и тысячи частных типографий, играющих далеко не последнюю роль в этом бизнесе. За последние годы частная полиграфия в России сделала качественный шаг вперед: появились крупные предприятия, оснащенные самой современной техникой, типографии стали активнее пользоваться кредитом и лизингом для покупки нового, высококачественного оборудования.
В 2000 году на российском рынке полиграфии начался подъем, продолжающийся до сих пор. Тенденция к росту характерна не только для российского, но и для мирового рынка полиграфической продукции. В России главным фактором, способствующим развитию полиграфии, является повышение спроса на упаковку и этикетки. Кроме того, после кризиса 1998 года произошла своеобразная "полиграфическая репатриация" - заказы на печать, прежде размещавшиеся за границей, стали возвращаться в Россию.
Основная причина стабильного роста и высокой средней прибыльности мирового полиграфического рынка - это широкий круг потребителей продукции.
Так, мелованные виды бумаги и картона используются в следующих сферах:
· производство массовых видов печатной и журнальной продукции;
· красочные обложки для массовой журнальной и книжной продукции;
· разнообразная рекламная продукция повышенного качества;
· выпуск фирменных и банковских годовых и квартальных отчетов;
· производство книг, брошюр, буклетов повышенного полиграфического качества;
· календари;
· ящичная тара и коробки с многокрасочной печатью на поверхности;
· некоторые виды упаковки товаров широкого потребительского спроса, например, сигарет;
· этикетки повышенного полиграфического качества, бумага и картон для письма, рисования и особо ответственных графических работ (типа Астролюкс и т.п.), оформленные в цвете вкладыши для различных потребительских товаров (например, CD - Rom);
· высокосортная офисная бумага, в том числе, для цветных принтеров;
· различные технические виды бумаги и картона с поверхностным слоем не на основе каолина;
· прочие бумага и картон с разнообразным покрытием бумажного листа.
Переход к рынку в 90 - е годы сопровождался резким обострением конкуренции на рынке полиграфической продукции, повсеместным переходом полиграфии на офсетную печать, повышением оснащенности отечественных типографий, быстрым расширением ранее практически не существовавших в России областей применения мелованных видов - таких как реклама, элитные журналы и другая полиграфическая продукция, потребление в офисах, фирменные и банковские отчеты, тара и разнообразные упаковки с многоцветной печатью, этикетки, вкладыши и тому подобное.
Наиболее массовым видом применяемой в России мелованной продукции остается книжно - журнальная бумага. Она представляет собой стандартную книжно - журнальную мелованную бумагу двустороннего мелования, преимущественно целлюлозную, плотностью 80, 90 и 100 г/кв. м. Согласно проведенным экспресс - опросам крупных издательств Московского региона, доля более плотной бумаги массоемкостью 110 - 150 г/кв. м в данной продукции сейчас не превышает 25 - 30%. Однако в последние годы отмечается ее рост в связи с большим распространением деловых журналов и элитных периодических изданий с большим количеством рекламных вкладок. В некоторых, пока еще редких случаях, весь журнал изготавливается из сравнительно плотной бумаги 115 - 130 г/кв. м.
Вторым крупным сегментом рынка выступает потребление мелованных видов при производстве не периодических изданий, рекламной продукции, брошюр, буклетов, беловых товаров, изопродукции, этикеток, вкладышей, календарей и т.п. Ассортимент, используемый в данном секторе продукции, - очень широкий. Сейчас в нем количественно преобладает целлюлозная бумага плотностью 100 - 160 г/кв. м, на которую приходится не менее 40 - 50% спроса в данном секторе. Отдельный быстро растущий сегмент данной сферы потребления - выпуск фирменных и банковских отчетов, справочников и рекламных буклетов российских предприятий. Обычно они выпускаются на целлюлозной бумаге плотностью 130 г/кв. м.
Третьим крупным сегментом потребления является производство тары и упаковок. Здесь господствуют бумага и картон сравнительно высокой плотности (125 - 175 г/кв. м), часто на макулатурной основе или с довольно большим содержанием древесной массы. Потребление в данном секторе увеличивается наиболее быстрыми темпами.
Можно отметить, что в среднесрочной перспективе - до 2015 года - будет наблюдаться стабильный рост емкости российского рынка тары и упаковки, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Рост будет практически линейным, без резких скачков. Все существенные изменения на рынке, при отсутствии серьезных угроз для общей экономической ситуации в России, произойдут уже за пределами среднесрочного прогнозного периода, то есть после 2011 года.
Также можно ожидать дальнейшего снижения относительной доли импорта при росте российского производства. Потребители все чаще выбирают отечественных производителей: при равном качестве импортной и российской упаковки цена на импорт выше за счет таможенных пошлин и транспортных расходов. Кроме того, играет свою роль и временной фактор - российские производители быстрее поставляют заказанную упаковку.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru