Изучаем менеджмент
В Финляндии действует система «управления по результатам», при которой руководство совместно с подчиненными определяет результаты, которые они намерены достичь. В Швеции, Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге принято соответствующее законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров компаний с правом голоса. Работники компаний Франции также имеют своих представителей в советах директоров, но без права голоса в принятии решений. Во многих странах Западной Европы (Австрии, Франции, Швеции и др.) сотрудники имеют право участвовать также в решении социальных вопросов.
Интересен опыт стимулирования персонала одной из передовых компаний Нидерландов - «НР/Сотраg Соrроrаtiоп», являющейся одним из лидирующих производителей и поставщиков персональных компьютеров и оргтехники. В компании была разработана собственная политика в отношении персонала, направленная на стимулирование работников к высокопроизводительному труду. Ключевыми звеньями этой политики являются следующие:
стимулирование изобретений и открытий;
непрерывное обучение персонала;
разнообразие работы;
лояльность, доверие к подчиненным на всех уровнях управления;
социальная поддержка персонала;
доступность руководителей, их регулярные встречи и беседы с подчиненными;
объективная система оценки и оплаты труда;
создание благоприятных условий труда и комфортных рабочих мест, соответствующих эргономическим требованиям.
В соответствии с философией компании «НР/Сотраg Соrроrаtiоп», менеджеры должны лично и активно взаимодействовать с работниками, нацеливая их на достижение более высоких производственных результатов. Обязательным для менеджера подразделения является организация встреч с каждым сотрудником не реже двух раз в месяц. Во время бесед происходит обсуждение трудностей, перспектив и достижений работников, намечаются конкретные пути решения возникающих проблем, решаются вопросы о необходимости повышения квалификации, карьерном росте, увеличении заработной платы. Оценка персонала производится один раз в год. По ее итогам работнику дают конкретные рекомендации по усовершенствованию навыков, способностей, знаний, стиля работы, предоставляют возможность прохождения тренингов по ряду направлений.
Таким образом, анализ практики передовых зарубежных компаний, фирм, организаций в сфере мотивации труда свидетельствует, что в странах с развитой, а также быстроразвивающейся рыночной экономикой одним из основополагающих принципов современного подхода к управлению персоналом является ориентация на человека. Чтобы предприятие могло успешно функционировать в условиях рынка, его коллектив должен высокопроизводительно трудиться. Этот общеизвестная истина положена в основу упорной работы администрации передовых компаний по созданию системы эффективного управления персоналом, совершенствованию организации труда, содействию развития заинтересованности, предприимчивости, инициативы работников. Изучение зарубежного опыта и его использование на отечественных предприятиях с учетом конкретных специфических условий является необходимым компонентом работы по созданию действенной системы мотивации на предприятии.
Выводы к разделу 1
На основе изучения фундаментальных научных теорий и концепций определена роль стимулирования труда в системе управления организацией. Поставлена основная цель, системы стимулирования труда, а именно - побуждение работника к более качественной, производительной, творческой работе. Раскрыты его принципы, среди которых выделяют: доступность, ощутимость, постепенность, комплексность, дифференциальность, гибкость и оперативность. Рассмотрены различные виды классификаций системы стимулирования труда в зависимости от потребностей, продолжительности, направленности и соответствия субъектам интересов. На основе чего более детально изучена теоретическая основа материального стимулирования, в рамках которого рассматривается заработная плата как основной способ стимулирования рабочей силы к продуктивному труду. Изучены основные функции заработной платы в условиях рыночной экономики. Определены особенности использования форм и систем оплаты труда. Выявлено, что в основу формирования систем оплаты труда должны быть положены конкретные показатели, характеризующие результаты деятельности, поддающееся учету и достоверно отражающие итоги работы отдельного работника или группы. Рассмотрена роль премирования и компенсационного пакета как одного из видов материального стимулирования работников.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru