Изучаем менеджмент
Также широкое распространение во второй половине XX столетия получила теория бихевиоризма. Современные учения о поведении людей (бихевиористичесое учение) стали не только составляющей теории менеджмента: бихевиоризм рассматривается ныне как наука, аналитические и концептуальные инструменты которой могут быть использованы для решения проблем поведения человека. С 60-х годов XX ст. все более громче звучат призывы к изучению поведенческих наук в бизнесах-школах. Тогда же и появляется философия «промышленного гуманизма» в которой отразилось влияние адептов поведенческих наук на трансформацию «человеческих отношений». Ученые-бихевиористы начали отыскивать ошибки во взглядах на организацию, мотивацию и лидерство, которые существовали в науке раньше [31, с. 18].
Крис Арджирис, исследователь поведенческих и организационных аспектов менеджмента, профессор Нью-Йоркского университета, изложил теорию, в которой утверждается, что уровень самореализации каждого индивида определялся его позицией на отрезке "незрелость - зрелость". Смысл усовершенствования менеджмента Арджирис сводил к уменьшению несоответствия, достижение гармонии между личностью и организацией. Имени обеспечение этой гармонии «созреванию» людей в организациях он отводил решающую роль.
Еще одним представителем «гуманистов-психологов» был Дуглас Макгрегор (1906- 1964), преподаватель психологии в Массачусетском институте. Ученый довел, что знать природу человека и его поведения очень важно для менеджера, чтобы избрать стиль работы. Две теории Макгрегора - «X» и «У» трактуют вопрос о методах, которые должен использовать менеджеры [9, с. 91].
Положение, объединенные в теорию «Х» отбивали традиционный взгляд на управление, ее можно высказать тремя тезисами: 1) обычный человек не желает работать и старается избегнуть работы любыми способами; 2) поскольку люди не склонны к работе, приходится заставлять их работать, грозясь покарать, если они не будут прилагать необходимые усилия для достижения целей организации; 3) как правило, человек стремится к личному покою и безопасности, старается избегнуть ответственности, желает быть подчиненным, а не руководителем. Эти установки, на мысль Макгрегора, преобладают в период доминирования научного менеджмента. Сдвиг в философии менеджмента, связанные с развитием теории "человеческих отношений", изменили понимание человеческой природы и поведения человека. Эти изменения отразила предложенная им теория "В", основные положения которой такие: 1) работа для человека так же естественная, как и отдых; 2) человек способен осуществлять самоуправление и самоконтроль, поэтому контроль и наказание не являются едиными средствами достижения поставленных перед ним целей; 3) усилие, которые тратит работник для достижения целей, пропорциональные ожидаемому вознаграждению; 4) нормальный человек при определенных условиях и подготовки не только берет на себя ответственность, а и стремится к этому; 5) большинства работников в ходе реализации целей организации присущий устремление к творчеству, фантазии, изобретательству; 6) сегодня интеллектуальный потенциал нормального человека используется далеко не полностью [31, с. 18].
Тем не менее еще во время обработки обеих теорий Макгрегор испытывал потребность в какой-то отличной от них системе, которая бы дополнила теорию «У». Появление такой системы связанная с именем другого американца - профессора Вильяма Оучи. Именно он выдвинул идею о трех идеальных типа организаций: американский (тип А), корни которого достигают в традиции индивидуализма, японский (тип У) характерной особенностью которого есть социокультурная наследственность согласия и коллективизма, и тип Z, что объединяет лучшие черты двух предыдущих. Ключевые идеи теории «Z» в кратком виде сводятся к следующему: долгосрочный наем кадров; групповое принятие решений; индивидуальная ответственность; неторопливая оценка и постепенное продвижение кадров; неформальный контроль четкими и вместе с тем ненормативными методами; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru