Изучаем менеджмент
Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Его центральный момент - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов, с помощью которых выделяются факторы, воздействуя на которые можно эффективно достичь цели [9, с. 84].
Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджеров усилий по созданию условий для реализации заложенных в нем потенций к саморазвитию. Отсюда - необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления, участие работающих в прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство. Организационная культура определяется как наличие у всех работающих общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организации.
Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях - когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы.
Когнитариат, имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой, не может рассматриваться как один из экономических факторов производства, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится центральной задачей менеджмента.
Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур.
В 90-е годы в принципах главное внимание обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента, о чем свидетельствует таблица 3.2.
Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция», и это не случайно. Ведь ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития [9, с. 84].
Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента.
Таблица 3.2 - Принципы управления (90-е годы XX столетия) [37, с. 32]
Н\П |
Характеристика принципа управления |
1 |
Лояльность к работающим |
2 |
Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента |
3 |
Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали |
4 |
Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих |
5 |
Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах |
6 |
Своевременная реакция на изменения в окружающей среде |
7 |
Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой |
8 |
Непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы |
9 |
Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п. |
10 |
Этика бизнеса |
11 |
Честность и доверие к людям |
12 |
Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал |
13 |
Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть |
14 |
Качество личной работы и ее постоянное совершенствование |
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru