Меню сайта


Особенности и основные проблемы разработки целей организации в призме стратегического менеджмента

Цели организации или другими словами стратегические установки вошли в моду в последнее время и некоторыми менеджерами рассматриваются как альтернатива корпоративному управлению. Постановка стратегической задачи, как неотъемлемой части стратегических установок, определяется как первый этап в данном процессе. В стратегических установках закрепляются основные правила, в соответствии с которыми компания ведет бизнес.

Правильные стратегические установки обычно включают следующие моменты:

. Общие ценности и принципы.

. Определение деятельности, которая служит удовлетворению конкретных потребностей, обслуживанию избранных сегментов рынка, и тому, как эти сегменты рынка будут завоевываться и какие методы будут использоваться для продвижения товаров/ услуг на рынок.

. Могут быть также включены законные требования и претензии заинтересованных сторон (т. е. работников, акционеров, потребителей, общественных организаций).

. Отношение к росту и финансированию, децентрализации, инновации и т. д.

Однако, чтобы ответить на некоторые из этих вопросов, руководству компании может понадобиться провести значительные исследования и анализ. Например, какие именно потребности удовлетворяет наш товар/услуга? На какие рынки мы должны ориентироваться? Какие еще методы мы могли бы применять? Какие ценности являются общими для компании и устраивают ли они нас?

Таким образом, формулирование стратегических установок потребует значительное количество времени и усилий. Это не будет проблемой до тех пор, пока руководство организации не станет определять миссию фирмы, если соответствующие вопросы еще недостаточно продуманы.

Таким образом, мы ожидаем, что компания будет применять более структурированный подход в отношении стратегического управления и будет многократно проходить стадии определения сферы деятельности и формулирования стратегических установок, постановки стратегических целей и задач для их достижения, а также формулирования стратегии для достижения намеченных целей и результатов производства, пока команда разработчиков не будет удовлетворена получившимся планом действий. Напротив, давно действующая мощная компания, успешно применяющая стратегический подход, будет чаще останавливаться на стадиях формулирования стратегии для достижения намеченных целей и результатов производства, реализации стратегического плана и оценки результатов деятельности и изменения стратегического плана его реализации, и очень редко у нее будет возникать необходимость пересматривать план действий.

Нет сомнений, что хорошо разработанная миссия фирмы является важным элементом эффективного стратегического менеджмента. Вопрос в том, является ли это лучшей отправной точкой для начала процесса принятия стратегических решений.

Итак, процесс стратегического менеджмента начинается формулирования стратегических установок, к которым руководство организации при необходимости возвращается повторно, и постановки стратегических целей и задач для достижения выбранных стратегических установок.

Что касается процесса разработки стратегических установок организации, то данный процесс в общем виде состоит из ряда последовательных этапов и начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого устанавливается форма реализации стратегии и делается ее окончательный выбор. Различают следующие особенности разработки стратегических установок и далее стратегии в целом:

. Проведение всестороннего анализа внутреннего состояния компании, в результате которого выделяют ее сильные и слабые стороны, оценивают возможности ресурсного обеспечения действий, направленных на достижение подавленных целей. При этом учитываются как ресурсы самой компании (в частности, перераспределение средств между стратегическими зонами хозяйствования), так и возможность получения этих ресурсов извне (например, займы). На этом же этапе детально изучается внешняя макро- и микросреда компании, проводится оценка риска с учетом выявленных возможностей и угроз. Процедура разработки стратегии компании включает в себя установление взаимосвязи между стратегическими зонами хозяйствования фирмы, анализ ее видов деятельности, оценку степени взаимосвязи и взаимодействия между различными стратегическими зонами хозяйствования. От степени проработки предварительного этапа во многом зависит эффективность будущей стратегии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4