Изучаем менеджмент
Таким образом, формируется потребительно-стоимостный подход к обеспечению качества продукции, имеющей своей целью, во-первых, создание условий для снижения издержек производства на сумму полезного эффекта потребительной стоимости, а во-вторых, повышение степени удовлетворения потребностей человека за счет увеличения полезности и качества продукции. Он должен органически входить составной частью в механизм экономических отношений между производством и потреблением, изготовителями и потребителями.
Если с этих позиций проанализировать эффективность разработанных систем управления качеством, то можно отметить, что в целом они не оказали значительного влияния на повышение качества и конкурентоспособности продукции по следующим причинам:
· целевая функция системы не была направлена на удовлетворение требований конкретного потребителя;
· действующие законодательная и нормативная базы, система государственной стандартизации не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между государством, предприятиями-изготовителями и потребителями (прежде всего в вопросах прав потребителей на безопасную продукцию);
· в организации управления качеством преобладал стоимостный подход и практически игнорировался потребительно-стоимостный. Как обобщенная оценка эффективности систем управления качества продукции принимался удельный вес продукции высокого качества (например, продукция высшей категории качества) в стоимостном выражении в общем объеме стоимостного выпуска продукции за определенный период. Поэтому отсутствовала возможность оценить влияние системы управления на повышение качества конкретного вида продукции;
· объектом управления качеством являлся обособленный, а не интегрированный производитель. Поэтому в процессе проектирования систем управления качеством не отрабатывался механизм взаимодействия всех участников создания конечной продукции, хозяйственные связи между предприятиями-смежниками не имели устойчивого характера;
· во многих случаях выполнение задач и функций системы не обеспечивалось необходимой информацией.
В перестройке механизма управления народным хозяйством можно выделить следующие основные моменты, определяющие направления перестройки стандартизации: расширение границ самостоятельности хозяйственных организаций, ослабление вертикальных связей при одновременном усилении связей по горизонтали, замена директивных методов управления договорными, основанными на соглашении между партнерами, исходя из их экономических интересов, т.е., по существу, речь идет об интеграционной функции стандартизации.
Сложность взаимосвязей в процессе создания и изготовления продукции часто приводит к конфликтным ситуациям между разработчиками, изготовителями и потребителями по технико-экономическим показателям продукции, качеству и стабильности ее изготовления, срокам создания и поставки. По сути дела, должен быть сформулирован эффективный механизм сквозного управления качеством, реализуемый соответствующими системами управления. Все это требует организации сквозного управления качеством продукции, предусматривающее целенаправленное воздействие на технический уровень и качество конечной продукции при проведении исследований и разработок, производства, обращении и эксплуатации (потреблении).
Единой основой всех форм хозяйствования является повышение эффективности труда, выражающей собой отношение полезного результата (повышение качества выпускаемой продукции, степени удовлетворения соответствующей потребности и т.д.) к затратам труда и получение этого результата.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru