Изучаем менеджмент
На основе использования указанных критериев, показателей и инструментария можно выделить следующие уровни профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения:
) Потребностно-мотивационный;
) Операционно-технический;
) Рефлексно-оценочный.
Подход Т.Г.Браже /34/. Считаю целесообразным для оценки компетентности руководителя образовательного учреждения ФГСУВУ использовать подход, предложенный Т.Г. Браже /34/. Разработанные критерии оценки профессиональной компетентности руководителя аналогичны критериям профессиональной компетентности педагога. Данный подход положен в основу диагностики профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения при аттестации на высшую категорию.
На основе проведенного анализа содержания и структуры понятия "профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения", различных подходов к оценке профессиональной компетентности руководителя, предлагаю модель оценки профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения, которая наиболее приемлема в системе повышения квалификации. В основу данной модели положен синтез подхода, предложенного И.В. Гришиной /24/, и показателей профессиональной компетентности, используемых для оценки уровня профессиональной компетенции руководителя образовательного учреждения при аттестации.
Профессиональная компетентность руководителя
Критерии - квалификация, ресурсная эффективность, социально-психологическая эффективность, технологическая эффективность.
Рассмотрим данные критерии более подробно:
) Квалификация.
Основные показатели - знание:
-стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики;
целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий;
типов образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности;
основ экономики образования;
нормативно - правовых основ функционирования и развития системы образования;
теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере образования;
принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности;
систем и методов материального и морального стимулирования работников;
стилей эффективного руководства коллективом.
современных методов контроля образовательной, финансово - хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении;
требований к ведению делопроизводства в образовательном учреждении.
Инструментарий:
Тестирование
Анкетирование
Собеседование
Экзамен
Дискуссия
Деловая (ролевая) игра
Дебаты
Самооценка (самодиагностика, самоанализ)
Практико-ориентированный проект
Диагностика профессиональной деятельности
Портфолио
Зачет
Обобщение опыта
Экспертиза (экспертное заключение)
) Ресурсная эффективность - степень целесообразности использования и развития всех ресурсов школы: кадровых, материальных, финансовых
Основные показатели:
А) Реализация педагогами своих профессиональных интересов и возможностей:
оценка развития творческой активности педагогов
оценка инноваций и нововведений
оценка реализации педагогами потребностей в развитии и самовыражении
Б) Рациональная организация труда в школе:
оценка рациональности расписания работы школы (по опросу)
В) Рациональное использование школьного оборудования, средств, кадров:
-оценка использования педагогов в соответствии с их профессиональным профилем образованием;
-состояние учебно - материальной (материально - технической) базы учреждения (наличие, использование, развитие)
) Социально-психологическая эффективность - степень влияния управленческой деятельности на школьный коллектив
Основные показатели:
А)Удовлетворенность педагогов и учащихся школы:
оценка степени удовлетворенности педагогов и учащихся школы (своей работой и учебой)
Б) Социально-психологический климат:
оценка уровня социально-психологического климата в школе
В) Мотивированность членов школьного коллектива на качественный труд:
оценка мотивов трудового поведения членов школьного коллектива
) Технологическая эффективность - уровень реализации основных функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулирующей
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru