Изучаем менеджмент
Первая причина - нерациональных характер материальной (экономической) связи между членами коллектива для данного конкретного случая. Прежде всего, это касается системы материального поощрения членов коллектива за результаты деятельности и системы санкций за брак в работе, нарушение трудовой дисциплины или общественного порядка. Коллективная материальная ответственность за брак не всегда способствует сплочению коллектива. Чаще эта отрицательная материальная связь становится поводом для разобщения коллектива.
Вторая причина - высокая текучесть кадров под влиянием каких-либо причин, непосредственно не связанных с психоклиматом. Например, наблюдается отток рабочих «нешумных» профессий из шумных цехов. В этом случае коллектив как таковой неустойчив по составу.
Определить состояния социально-психологического климата на предприятии можно провести с помощью анкетирования.
Пример анкеты:
Обведите, пожалуйста, те суждения, которые кажутся Вам наиболее подходящими для атмосферы коллектива, в котором Вы работаете. Не забывайте, что эти суждения должны соответствовать всему коллективу или большинству его членов, а не Вам лично. Будьте максимально четными и объективными. Заранее спасибо!
Список суждений:
. Свои слова всегда подтверждают делом.
. Осуждают проявления индивидуализма.
. Имеют одинаковые убеждения.
. Радуются успехам друг друга.
. Всегда оказывают помощь друг другу.
. Умело взаимодействуют друг с другом на работе.
. Знают задачи, стоящие перед коллективом.
. Требовательны друг к другу.
. Все вопросы решают сообща.
. Единодушны в оценке стоящих перед коллективом проблем.
. Доверяют друг другу.
. Делятся опытом работы с членами коллектива.
. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
. Знают итоги работы коллектива.
. Никогда и ни в чем не ошибаются.
. Объективно оцениваются свои успехи и неудачи.
. Личные вопросы подчиняют интересам коллектива.
. Занимаются на досуге одним и тем же.
. Защищают друг друга.
. Всегда считаются с интересами друг друга.
. Заменяют друг друга в работе.
. Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.
. Работают с полной отдачей сил.
. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.
. Одинаково оценивают распределение обязанностей.
. Помогают друг другу.
. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.
. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
. Знают правила поведения в коллективе.
. Никогда и ни в чем не сомневаются.
. Не бросают начатое на полпути.
. Отсутствуют принятые в коллективе нормы поведения.
. Одинаково оценивают успехи коллектива.
. Искренне огорчаются при неудаче товарищей.
. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.
. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.
. Знают свои обязанности.
. Сознательно подчиняются дисциплине.
. Верят в свой коллектив.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru