Изучаем менеджмент
В середине 80-х годов, под влиянием результатов успешной деятельности кружков качества в Японии, разрабатывается отечественное типовое Положение о группах качества. Как и любой документ, рожденный в недрах командно-административной системы, это положение настоятельно рекомендовало что, где и как симулировать, организовать и анализировать, игнорируя при этом саму суть, исходный принцип - психологическую сущность подхода к организации кружков. Фактически была предпринята попытка автоматического переноса японской модели на российскую почву директивными методами, что вызвало сомнения, сопротивление выполнению команд с верху, породило непринятие чуждых понятий. Было нарушено главное условие: группы качества могут работать только в условиях полной свободы деятельности и строго на добровольной основе.
Другая причина заключалась в том, что, бытовавшая в то время система побуждения к качественному производительному труду, на которую группы качества должны были опираться в своей работе, не учитывала ряд закономерностей "человеческого фактора". Для стимулирования работников применялись методы из арсенала давно устаревшей на Западе доктрины "экономического человека", опирающиеся, главным образом, на материальные стимулы, в то время как на Западе и в Азиатско-тихоокеанском регионе (Япония и страны "молодых тигров"), согласно положениям доктрины "социального человека", упор делался на моральное стимулирование.
Мировой опыт наглядно продемонстрировал, что группы качества могут проявить себя только в условиях коллективизма, на основе искренней взаимоподдержки и полного доверия работников друг к другу. Отсюда очевиден тот факт, что никакие мероприятия по совершенствованию групп качества не приведут к ожидаемым результатам, пока не будет изменена сама система мотивации трудовой активности работников и служащих. Однако на отечественных предприятиях и в организациях продолжает преобладать система материальной заинтересованности и индивидуальная сдельщина, поэтому организация эффективной работы групп качества по японскому образцу в наших условиях пока не вполне возможна.
В то же время применение денежной формы вознаграждения в качестве основного стимула повышения уровня трудовой активности работников зачастую вступает в противоречие с мотивационными тенденциями их поведения. Большинство работников стремится принадлежать к части коллектива или к определенной группе, реализовывать чувство собственного достоинства, найти возможность проявить свои личностные качества и возможности. Большинство людей разделяет и приветствует социальные ценности.
При этом в нашей стране время реальных сдвигов и ощутимых результатов в работе по повышению качества, деятельности групп качества может наступить только тогда, когда стимулы (форма вознаграждения) и побудительные мотивы (интерес, реализация творческого потенциала в решении коллективистских задач) приобретут всеобщую духовную и нравственную направленность, т.е. претерпят качественные изменения.
Однако даже в условиях бытующей в нашей стране системы побуждения группы качества - реальность. Они представляют собой действенную силу, могут породить у работников интерес, устремленность в борьбе за производство бездефектной продукции, тем самым, заложив основу подлинного движения за качество.
Что же необходимо сделать? Ведь повысить уровень качества продукции только путем применения системы денежного вознаграждения не возможно. Для решения этой задачи необходимо применение и развитие других поведенческих мотивов: интереса к делу, принципов коллективизма и взаимопонимания, альтруизма. Создание группы качества начинается с поисков работников с развитым чувством коллективизма, поборников нравственных начал в поведении, профессионалов, умельцев своего дела. Качество является нравственной категорией. Отсюда основным критерием участника группы качества становятся психологические свойства его личности, т.е. морально-этический портрет. Успешная работа группы качества зависит еще и от обеспечения психологической совместимости отдельных личностей.
Решение всех этих условий позволит создать дееспособное неформальное подразделение на всех участках производства, в основу формирования которого должен лечь принцип четырех "Х": хороший исполнитель, хороший руководитель, хорошие отношения по вертикали и хорошая рабочая обстановка.
Остановимся ниже более подробно на принципе четырех "Х". Их неукоснительное следование призвано обеспечить, в том числе и более эффективную деятельность групп качества, позволяет лучше понять специфику применения японского опыта в условиях России.
Хороший исполнитель. Важнейшие качества - общительность, чувство высокой ответственности, честолюбие, стремление к сотрудничеству, крепкое здоровье. Японские специалисты утверждают, что работник с такими чертами характера характеризуется целеустремленностью, чувством удовлетворения своей работой, пониманием своего положения в иерархической структуре и осознанием значения исполняемых функций и обязанностей. Он понимает, что для того, чтобы всегда быть в форме, необходимо постоянно работать над собой. Например, осваивать новые методики выявления дефектов, более совершенно уметь пользоваться статистическими методами, метрологическими инструментами и оборудованием. Деятельность такого работника в группе качества всегда будет инициативной, новаторской. К сожалению, отечественная культура производства сдерживает развитие инициативы, тяги к самостоятельному добровольному повышению уровня своей квалификации, развитию рационализаторских способностей. Однако в этом направлении уже накоплен определенный опыт, разработаны специальные методические пособия.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru