Изучаем менеджмент
Новые ресурсы в составе основного капитала сегодня объединены в понятии «интеллектуальный капитал», под которым в современной экономической науке понимается фактор производства, основанный на знаниях и информации.
В большинстве работ, затрагивающих проблемы интеллектуального капитала, проводятся исследования на микроуровне. Анализируя структурные сдвиги в основном капитале, следует остановиться на структуре интеллектуального капитала в модели «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона. На сегодняшний день данное исследование не только не потеряло своей актуальности, но и признается многими учеными одним из самых интересных. В основу исследования положена проблема определения рыночной стоимости фирмы на сегодняшний день, порожденная тем, что в реальной стоимости активов не отражается стоимость «нематериальной составляющей» основного капитала. Особенно актуальной является данная проблема для современных предприятий инновационной экономики, где широко используется интеллектуальный капитал. Стоимость составляющих интеллектуального капитала сегодня принято рассчитывать как разницу между рыночной и балансовой стоимостью компании.
Исследователи интеллектуального капитала выделяют в его составе три основных элемента: человеческий капитал, структурный или организационный капитал и клиентский капитал. При такой структуре интеллектуального капитала в составе человеческого капитала рассматриваются, как правило, неотчуждаемая от каждого индивида величина его личных умений и навыков, состояние его здоровья, его предпринимательская активность, культурно-нравственное состояние и способность к труду и творчеству. Отчуждаемая составляющая интеллектуального капитала представлена структурным, организационным и клиентским капиталом. Структурный капитал - это способность фирмы управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно изменяя ее в выгодном для фирмы направлении. Ценность структурного капитала будет возрастать с увеличением неопределенности влияния конкурентной среды, в которой действует фирма.
Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами, - это имидж компании, торговые марки, признание продукции. Ведущие корпорации, а вслед за ними и остальные в условиях несовершенной конкуренции вынуждены производить не просто конкретные товары и услуги, но и сложные социальные комплексы типа «материальные продукты и услуги плюс их потребители плюс их предпочтения», позволяющие увеличивать спрос по принципу положительно обратной связи, когда рост спроса увеличивает спрос. После того, как определенный продукт завоевал значительную часть рынка, у населения появляется сильная побудительная причина продолжать покупать его модификации.
Организационный капитал - это по своей сути систематизированная и формализованная компетентность компании, а также системы, усиливающие ее творческую эффективность, организационные возможности, направленные на создание продукта и стоимости. Этот элемент капитала включает в себя интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы и ценности, обеспечивающие способность компании к обновлению (инновационный капитал). Кроме того, в структуру организационного капитала входят системы производства, сбыта, послепродажного сервиса, в процессе деятельности которых формируется стоимость продукта (процессный капитал).
Организационный капитал составляют знания, которыми владеет организация, а не ее отдельные работники. Его создают люди, однако он принадлежит компании и его можно развивать с помощью управления знаниями. По сути, организационный капитал можно представить как внедренные или сгенерированные знания, которые можно хранить с помощью информационных технологий. Он может включать в себя определенную информацию, которая записана в базах данных, в инструкциях и стандартах по выполнению процедур, или же неписаные знания, которыми можно овладеть, обменяться или, насколько возможно, кодифицировать их.
Сложившаяся основная структура интеллектуального капитала постоянно дополняется новыми подходами и попытками более точного учета нематериальных факторов основного капитала.
Мировое сообщество все больше начинает понимать возрастающую роль человеческого капитала. Многими учеными проводятся исследования в данной области. В период становления постиндустриального общества интеллектуальный капитал, в том числе человеческий, активно вытесняет финансовый капитал и выступает в качестве стратегического ресурса, т.е. знания определяют темпы развития общества. Интеллектуальный капитал становится необходимой предпосылкой эффективного функционирования и обновления производства. Все большее значение придается качеству управления интеллектуальными ресурсами, которые включаются в перечень оцениваемых параметров наряду с материальными активами предприятия и его положением на рынке. Одним из весомых показателей при расчете стоимости бизнеса является интеллектуальный капитал фирмы. Роль высококвалифицированного труда и творческой личности возрастает, и одновременно усложняются связи между сферами подготовки кадров и производства в широком смысле. Выявление механизмов этих связей и оценка растущей роли человеческого капитала в условиях инновационного развития вызвали к жизни новую волну моделей экономического роста, исследующих его внутренние источники *.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru