Изучаем менеджмент
· экономические, обусловленные рядом законов. Например, закон Госсена, свидетельствующий о том, что каждое новое приобретенное благо приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущее.
· социальные, которые означают, что при определенной общественной напряженности материальные стимулы могут терять свою актуальность.
По сути, эта теория даже не является мотивационной моделью, поскольку она работает лишь по принципу стимулирования подчиненных, но ее простота и, с определенными оговорками, эффективность делает ее актуальной и по сей день.
Моделями мотивации в подлинном смысле слова можно считать уже ставшие классическими содержательные и процессуальные схемы мотивации человека [12].
Сам термин "мотивация труда" относительно нов для отечественной науки, хотя и на практике тоже не является пока что слишком популярным. Поэтому неудивительно, что такое малое количество научных статей посвящено данной проблеме. Хотя о том, что сейчас в России жизненно необходимы новейшие и действенные теории мотивации спорить мало кому придет в голову. Каково же в действительности состояние теории мотивации в России, если учесть что на практике эта проблема еще долго будет ждать своего разрешения. Учитывая то, что наряду с другими немаловажными проблемами в отечественной науке пока что малое внимание уделяется мотивации, особенно интересной будет статья доктора экономических наук Бугуцкого А.А. [47].
Суть сегодняшней практики мотивирования работников им отражена в условной схеме соотношения факторов мотивации и зависящего от них роста производительности труда. Фактором мотивации в данном случае будет выступать любой аспект деятельности, прямо или косвенно воздействующий на результативность труда (таблица 1).
Как видно из этой таблицы, наиболее существенное воздействие на производительность труда оказывает именно внутренняя мотивация личности.
Таблица 1 - Зависимости мотивации и производительности труда
Фактор мотивации |
Рост производительности |
Внутренняя мотивация |
70-80 |
Высокий уровень образования и интеллекта |
20-30 |
Профессионально-квалификационный уровень |
15-20 |
Условия труда и быта |
5-30 |
Дисциплина и творческое отношение к труду |
10-15 |
Совершенствование организации и форм коллективного труда |
10-40 |
Нормирование |
10-20 |
Если рассматривать схему мотивационного процесса, предложенную Бугуцким А.А., то станет понятнее спад производительности в России. По его мнению, мотивация содержит в себе четыре основных компонента:
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru