Меню сайта


Анализ внешней среды предприятия

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка - две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды фирмы.

Внешняя макросреда фирмы (рис. 2.1) выступает как нечто заданное.

Рисунок 2.1 - Внешняя среда фирмы1

Основные факторы внешней макросреды фирмы

. Политическая обстановка (стабильность, нестабильность).

. Экономическая обстановка:

состояние общей деловой активности (снижение, стагнация, подъем, стабильность);

инфляция, дефляция;

политика цен;

кредитно-денежная политика и др.

. Социальные факторы:

глубина расслоения общества;

уровень доходов;

уровень безработицы;

социальная защита;

покупательная способность и др.

. Законодательство:

налоги;

правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие);

защита прав потребителей;

законодательство по безопасности и качеству товаров;

законодательство по охране труда и технике безопасности;

законодательство по охране окружающей среды и т.д.

. Научно-технические факторы:

ускорение НТП;

рост ассигнований на НИР и ОКР;

технологическое развитие отрасли и др.

. Природные факторы:

доступность (дефицит) сырья;

рост цен на топливо и энергию;

загрязнение окружающей среды.

. Демографические факторы:

изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости);

возрастной состав населения;

миграция населения;

род занятий;

образование.

. Факторы культурной среды:

культура;

субкультура и др.

Значительно сильнее влияют на организацию факторы деловой среды. Связь между ее элементами представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Внешняя микросреда фирмы (деловая среда)

Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

особенностью производственного процесса,

характером внешней среды.

Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим.

Внешняя макросреда мало влияет на деятельность предприятия «Гера Плюс», поэтому целесообразно оценить лишь уровень ее воздействия (см. табл. 2.1).

Значительно большее влияние оказывает деловая среда, анализ которой проводится по методике М. Портера.

Поставщики. Кожи для верха и подкладки будут поступать с кожевенного завода г. Москва (ООО «Митаком»), ткани различных видов, формованные подошвы, металлическую фурнитуру и приспособления - Ростов-на-Дону (ИП Седых М.Н).

Благодаря поставкам сырья, материалов и комплектующих из ближайших районов и использованию дешевой рабочей силы себестоимость обуви, а значит, и цена будут невысокими.

Покупатели. Ассортимент обувных предприятий определяется также из анализа дефицита обуви в конкретном районе с учетом климатических условий. Ростовская область характеризуется мягкими климатическими условиями и, следовательно, большей потребностью в обуви осенне-весеннего и летнего ассортимента.

Мужчины, так же как и женщины хотят носить красивую, модную и удобную обувь, поэтому ООО «Гера-плюс» приоритет отдает производству мужской обуви.

% населения носит черную обувь, 40 % (27 млн.) мужчин - среднего возраста, из них 7% (1,9 млн.) предпочитают дорогую заграничную обувь, следовательно, остальная часть мужского населения будут клиентами частных предпринимателей. Исходя из того, что человеку в год необходимо примерно три пары обуви, делаем вывод, что, спрос составляет 81 млн. пар. Из них 10 млн. пар обуви выпускают государственные предприятия, в том числе и армейские заказы, следовательно, остальная часть «падает на плечи» частным предпринимателям.

Реализация производимой обуви в выбранном регионе позволит поддерживать на достаточном уровне качество и не повышать при этом цену.

Значит, продукция будет пользоваться спросом у покупателя.

Перейти на страницу: 1 2