Изучаем менеджмент
Исходными предпосылками создания фирмы как субъекта предпринимательского права является, естественно, извлечение прибыли путем удовлетворения потребительского спроса. Бизнес является коммерческим делом предприимчивых людей, приносящим им прибыль. Таким образом, бизнес - это приносящая доход деятельность. Кроме того, бизнес - это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода, развития фирмы.
Отдельно стоит сказать об инновационной производственной фирме. Кроме тезиса о том, что производство является основой для устойчивой работы любой рыночной экономики, инновационная деятельность субъектов данной экономики стимулирует сам процесс развития рынка.
Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих внедрение и производство нового продукта или услуги представляет собой инновационную политику производственного предприятия. Ее цель - предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами, определив и заняв новую рыночную нишу.
В своем развитии инновационная фирма проходит три этапа: пионерный, систематизации и интеграции (рис. 1.5).
Рисунок 1.5 - Стадии развития инновационной фирмы
Пионерная стратегия - это период инноваций, новых продуктов, процессов и услуг, которые создаются для рынка. Группа основателей фирмы имеет ясные цели, высоки энтузиазм и преданность делу. Как только продукция получает признание у потребителей, начинается быстрый рост организации, сокращаются время окупаемости затрат сил и средств. Все тяжело работают на достижение общих целей. Такие группы обычно возглавляются менеджерами, абсолютно преданными организации, целеустремленными и работающие без излишних формальностей, без структуры или системы. Структура инновационной фирмы напоминает паутину (рис. 1.6) Залог выживания - инновационная восприимчивость и способность изменяться.
Лозунг фирмы - добиться успеха во что бы то ни стало.
Рисунок 1.6 - Типичная структура инновационной фирмы на пионерной стадии1
Одним из недостатков инновационных предпринимательских фирм является то, что у них практически нет времени, возможности или склонности к целенаправленному взращиванию или воспитанию управленцев. Когда наступает кризис, практически невозможно немедленно найти менеджера внутри фирмы. Приходится нанимать профессионального менеджера, не прошедшего пионерного этапа. Это может послужить причиной конфликта и нового кризиса.
Кризис разрешается путем систематизации, которая представляет второй этап развития инновационной компании. Систематизация означает наведение порядка, создание четко работающей структуры, разработку последовательности действий, логику, функциональность и разделение обязанностей.
Те, кто ранее работал под контролем управляющего директора наконец-то получают возможность руководить собственными подразделениями. Они начинают вырабатывать собственную политику и методологию, в то время как продукция и рынок остаются неизменными. Такое разделение обязанностей способно принести пользу, например, прояснить приоритеты, развить системы работы с покупателями и т.д. Опасный момент наступает, когда функции подразделений начинают довлеть над функциями фирмы в целом, когда управление направлено на сохранение функций подразделения любой ценой.
Существует мнение, что тот, кто хорош на пионерной стадии, редко бывает хорош на стадии, требующей поддержки определенного уровня производства. Для обеспечения эффективности производственной деятельности требуется оптимизация всех используемых ресурсов - людских, финансовых, материальных. Поэтому деятельность инновационной компании должна быть упорядочена и хорошо организована. Существовавшая до этого система соответствовала реализации инноваций. Но когда инновацию требуется тиражировать в миллионах экземпляров, без определенной доли бюрократизма не обойтись .
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru