Изучаем менеджмент
Чаще всего оплата труда на торговых предприятиях организована следующим образом. Основной системой оплаты труда является разновидность сдельной системы - комиссионная. То есть продавцы получают процент от товарооборота. Финансовым отделом устанавливается лимит по уровню затрат на оплату труда, а руководство в свою очередь постоянно заботиться о том, чтобы размер заработной платы с одной стороны не был слишком низким (ниже среднего размера заработной платы по отрасли), а с другой стороны не превысил установленный лимит. Поскольку магазины торговой сети неравнозначны по условиям функционирования (как внешним, так и внутренним) и по объему товарооборота, то и величина процента бывает различной.
Торговая деятельность большинства розничных предприятий характеризуется большим влиянием фактора сезонности. Поэтому размер зарплат работников может сильно колебаться от месяца к месяцу.
Основная проблема формирования заработанной платы в торговых организациях состоит в том, как сопоставить магазины, совершенно разные по таким параметрам, как размер, количество человек, местоположение, режим работы, ассортимент и т.д.
Фактически руководителю необходимо каждый месяц пересматривать размеры процентов, окладов, договариваться с продавцами, которых переводят на новое место работы, о новых условиях работы и т.д.
С увеличением количества магазинов и развитием существующих работа по пересмотру размеров процентов или окладов становится все более трудоемкой [7, с.22].
Руководителям розничных сетей в системе оплаты труда рекомендовано использовать принцип стандартизации. Это позволяет унифицировать параметры системы оплаты труда, применяемые в разных магазинах торговой сети. Такой подход упрощает работу руководителя торговой сети по организации стимулирования продавцов.
Также на торговых предприятиях эффективным мероприятием является внедрение аттестации продавцов.
Актуальной для предприятий розничной торговли является также проблема определения зарплаты продавца в случае его перевода в другой магазин. Поскольку в магазинах работают бригады продавцов, то зарплата каждого зависит от поведения коллег. Несмотря на то, что оклад продавца зависит только от уровня его квалификации (влияние этого фактора имеет долгосрочный характер и изменить зарплату в краткосрочной перспективе с его помощью невозможно) и количества отработанного времени, премия продавца зависит от результатов работы всего магазина. В этом случае большое значение приобретает коллектив, в котором работает конкретный продавец [8, с.62].
К тому же остается проблема распределения коллективного заработка в виде процента от перевыполнения плана. Разницу в местоположении магазинов, их размерах и др. необходимо учитывать при расчете плана товарооборота. При этом необходимо опираться на результаты маркетинговых исследований.
Таким образом в организациях розничной торговли часто бывают актуальными следующие проблемы стимулирования:
· проблема справедливости (определение размера вознаграждения продавцов для магазинов торговой сети, разных по таким параметрам, как местоположение, размер, посещаемость и др.);
· проблема учета трудового вклада каждого члена бригады в коллективный заработок;
· проблема определения зарплаты продавцов в случаях перевода в другой магазин.
Таким образом, можно сделать вывод, что стимулирование работников на предприятии занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку оно выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства организации. Стимулирование со стороны предприятия должно предлагать работнику такие формы удовлетворения потребностей, которые были бы в пределах возможности предприятия, способствовали бы проявлению такого трудового поведения, которое требуется предприятию, и в то же время, соответствовали ожиданиям работника.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru