Меню сайта


Ситуация в отечественной полиграфии. Тенденции развития отрасли в России и мире

Равномерное поступательное развитие рынка на современном этапе невозможно, что и подтверждает практика ХХ и начала ХХI века. Рынок или насыщен, или после научно-технического либо военного прорыва начинает бурно развиваться до очередного насыщения и кризиса перепроизводства. Эти перепады и колебания сглаживают реклама и маркетинг, которые имеют свои колебания, но с запаздыванием. При перепроизводстве товаров и услуг реклама и маркетинг становятся более агрессивными и капиталоемкими, а это часть рынка. В стадии подъема рынка, спровоцированного новыми товарами и услугами, реализация которых не требует мощных рекламных и маркетинговых мероприятий, реклама и маркетинг переживают временный спад. Появляются новые игроки рынка со слаборазвитыми и низко капиталоемкими рекламными и маркетинговыми отделами, которые решают скорее информационные, а не мотивационные задачи. Полиграфия является участником рынка, производя печатные издания (книги, журналы, газеты), печатную рекламу и промышленную печатную продукцию (этикетки, упаковка, обои, печать на промышленных изделиях и производство печатных материалов для отделки промышленной продукции). Полиграфия занимает на рынке выгодное положение, заполняя три ниши: собственно производство печатных изданий совместно с издательствами, услуги по изготовлению печатной рекламы и печать промышленной печатной продукции. Печатная реклама поддерживает полиграфию при спаде, а печатные издания и промышленная печать - при подъеме рынка. Поэтому рынок печатной продукции менее подвержен резким перепадам. Однако, как и у всех участников рынка, при подъеме рынка часть прибыли идет на развитие самой полиграфической промышленности - создание нового оборудования, материалов и технологий, а при спаде капиталовложения всегда низкие - в основном дорабатывается то, что уже было создано на подъеме рынка.

Впервые за годы перестройки промышленность России начала подавать признаки жизни. После небольшой паузы, начали подниматься полиграфические предприятия. Некоторые из них (например, упаковочной направленности) практически не останавливались, а даже наоборот столкнулись с очередями заказчиков, повернувшими свои заграничные заказы в сторону отечественных предприятий. Другие, занимающиеся традиционной полиграфией, периодикой и рекламно-представительской продукцией пребывали в спячке подольше. Но и они максимум через полгода вернулись к своим прежним объемам. Большие деньги, крутившиеся прежде в более выгодных банковых и финансовых сферах, пошли в промышленность, в том числе и полиграфическую.

Уже с середины 1999 года начался устойчивый рост в экономике страны и полиграфической отрасли России. Наибольший пик подъема полиграфии пришелся на 2001 год, когда полиграфия по общему показателю роста - 25% - вышла на второе место среди всех видом промышленности, пропустив вперед только малоизвестную микробиологию. Идущие следом отрасли (пищевая промышленность, машиностроение, нефтехимия, химия и др.) так или иначе связаны с полиграфией либо как поставщики сырья, либо как потребители полиграфической продукции. Что также свидетельствовало о благополучии в данной отрасли. Этот период можно назвать поистине "золотым" для отрасли полиграфии: появилось множество новых предприятий, существующие прежде в разы увеличили свои активы. В страну ввозилось огромное количество нового оборудования, заработали прогрессивные финансовые схемы, кредитование, лизинг и т.п. практически все сферы полиграфического производства (газеты, журналы и каталоги, книги в мягком и твердом переплете, этикетка, картонная упаковка, гибкая полимерная упаковка, простая акцидентная, рекламная и представительская продукция и т.п.) демонстрировали уверенный рост.

К сожалению, как и все хорошее, это не продолжалось долго, уже в 2002 году ситуация в стране немного изменилась. По статистическим данным, полученным по результатам первого полугодия текущего года, полиграфическая отрасль хотя и не далеко отошла от пьедестала (4 место среди всех видом промышленности), но цифры роста уменьшились значительно. Так в 2002 году отрасль показала общий рост порядка 5.6%, что почти в пять раз ниже прошлогодних темпов. Можно сказать, что такое замедление роста характеризуют стабилизацию отрасли, но есть скептики, которые видят в этом признаки нового кризиса.

Дело конечно не только в том, что ужесточились требования к качеству продукции или участились случаи демпинга цен на конкурентном рынке. Хотя и это внесло свой вклад в текущий процесс. Наиболее заметная причина - это наше несовершенное налоговое и таможенное законодательство, связанное с полиграфическим производством. Не лучшим образом на развитии отрасли сказалось отмена льгот в начале года на производство книжной продукции. Таможенная политика государства вообще не поддается описанию. Большинство расходных материалов и почти вся мелованная бумага импортируется из заграницы. Так вот, чтобы ввести это сырье российским полиграфистам приходится платить 15% в виде таможенных пошлин. Кроме этого, дополнительные 25%, в виде таможенных сборов и налогов, они платят при покупке современного оборудования. Причем заметьте, речь идет о продукции, которая не производится в пределах страны, поэтому спасение российского машиностроения здесь не причем. В то же время ввозимая продукция западных полиграфистов либо совсем освобождены от налогов (если речь идет о вводе журналов, каталогов, книг и другой полиграфической продукции образовательного характера), либо платят их по минимуму (например, 5% за этикеточную продукцию). В общем получается что западные типографии изначально имеют фору в себестоимости до 30%. Вот такая конкурентная борьба у нас получается благодаря нашим законам. К сожалению, несмотря на все предпринимаемые полиграфистами действия изменить эту ситуацию пока не удалось. Хотя, по исследованиям Союза полиграфистов Санкт-Петербурга, только отмена 15% таможенной пошлины на ввоз бумаги уже через три года могла бы улучшить внешнеторговое сальдо России на $680 млн и увеличить ежегодные поступления в бюджет на $27 млн за счет развития производства. О масштабности этих цифр можно судить по тому, что, например, все ввезенное в 2001 году полиграфическое оборудование оценивалось примерно в $150 млн.

Перейти на страницу: 1 2 3