Изучаем менеджмент
Сегодня большинство руководителей и собственников отечественных предприятий ищут инструменты повышения эффективности своего бизнеса. Прошла эпоха управления "на коленке", когда можно было успешно руководить предприятием, полагаясь только на свою интуицию и опыт. Наступила эпоха управления "интеллектуального". Одним из инструментов интеллектуального управления является так называемый "процессный подход".
Большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и надеются повысить эффективность управления путем внедрения процессного подхода. По оценке западных экспертов, организация функционального управления на современных российских предприятиях очень далека от совершенства. Поэтому в качестве первых шагов предлагается посмотреть на свою организацию со стороны и навести в ней элементарный порядок, четко определив ответственность, полномочия, ресурсы, информационные и управленческие связи. Данный подход не отвергает существующей системы управления, а определяет пути ее улучшения и постепенного перехода к процессной системе управления.
управление качество продукция промышленная
Международный стандарт на системы менеджмента качества ISO 9000: 2000 определяет процесс как "совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы". Там же дается пояснение, что "любая деятельность или совокупность видов деятельности, которая использует ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс". Других определений процесса, закрепленных на международном или государственном уровне, не существует. Однако существует множество уточнений указанного выше определения. Главное уточнение - это должна быть не просто "любая деятельность", а деятельность, приносящая пользу клиенту. Клиент здесь - тот, кто получает "выходы" (результаты) процесса. При этом клиент может быть как внешним (потребитель товаров или услуг), так и внутренним (следующий процесс в сети процессов предприятия).
Процессы организации можно разделить на 2 группы:
· основные процессы;
· вспомогательные процессы.
Основные процессы лежат на пути следования продукции. Сначала в виде маркетинговой информации, проекта, затем в виде материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т.д.).
Кроме основных процессов в организации существуют еще и вспомогательные процессы. Эти процессы напрямую не контактируют с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов. К таким процессам относятся:
· процесс подготовки, обучения и аттестации персонала;
· процесс управления документацией (данный процесс устанавливает порядок разработки, утверждения и ведения документации, регламентирующей деятельность организации и ее отдельных подразделений, который обеспечивает эффективную работу всех процессов);
· процесс/процессы обеспечения.
Итак, бизнес-процессы существуют внутри каждой организации, вне зависимости от того, какой продукт или услугу она производит. Однако, в большинстве организаций, внутреннее состояние можно охарактеризовать следующим образом:
· бизнес-процессы либо очень фрагментированы, либо границы процессов определены не корректно;
· бизнес-процессы не формализованы и не описаны, то есть не имеют установленного способа выполнения действий (процедуры);
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru