Меню сайта


Система менеджмента качества: российский и зарубежный опыт

Система менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008, так же как и КС УКП, позиционируется как основная часть общей системы управления предприятием, функционирующая одновременно со всеми другими видами деятельности предприятия. Отсюда идет аналогичная интеграция по всем уровням структуры организации вплоть до самого первого, базисного уровня непосредственных исполнителей.

Таким образом, схожесть КС УКП и системы менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008 очевидна.

Можно выделить еще целый ряд "родственных" черт: КС УКП и система менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008 - обе ориентированы на постоянное улучшение деятельности, основной задачей систем является достижение установленного результата, предусмотрен механизм не только устранения, но и предупреждения возможных и возникающих проблем.

Что касается принципов менеджмента качества, на которых базируется система менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008, то можно сказать следующее.

Большинство принципов TQM были известны в нашей стране давно.

К примеру, принцип ориентации на потребителей, один из главных в TQM, четко сформулирован в документах по КС УКП 80-90-х годов. Другое дело, что планово-распределительная экономика не только не нацеливала предприятия на реализацию этого принципа, но и исключала саму эту возможность.

Принцип TQM, касающийся важной роли руководства, провозглашался всегда, в том числе и при обеспечении функционирования КС УКП.

То же можно сказать и о принципе управления процессами. КС УКП не только предусматривала управление процессами, но и успешно его обеспечивала. А зарубежные специалисты утверждают, что основное отличие стандартов ИСО 9000 версии 2000 г. от их предыдущей версии в том, что в обновленных стандартах упор сделан именно на управление процессами.

Но реальная эффективность КС УКП оказалась меньше ожидаемой. Получилось это потому, что почти на всех предприятиях системные принципы в комплексе реализованы не были.

К разработке систем подходили формально. Руководство предприятий не возглавляло эту работу и не оказывало существенной поддержки тем, кто ее проводил. Работники предприятий, которым поручалась организация разработки систем, не обладали достаточными знаниями и необходимыми полномочиями.

Слабо применялись прогрессивные методы управления качеством: статистическое регулирование технологических процессов, статистический анализ.

Система регистрации и учета КС УКП, ввиду формального подхода многих работников территориальных органов к этому вопросу или в результате их некомпетентности, породило погоню за количеством зарегистрированных систем без обеспечения необходимого их содержания. (Заметим, что даже здесь системы похожи - стремление получить сертификат качества по ИСО 9001 без внедрения самой системы качества сейчас одно из самых популярных желаний предпринимателей на российском рынке).

Сущность управления качеством заключалось в определении и регламентации требований к уровню качества продукции, в контроле реализации этих требований. Такое управление было единственно возможным в условиях планово-распределительной системы управления народным хозяйством, основу которой составляли командно-административные методы.

Самая главная причина состояла в том, что все недостатки деятельности предприятий по внедрению КС УКП во многом явились следствием отсутствия у этих предприятий экономической заинтересованности в повышении качества продукции. Диктат производителей-монополистов исключал должную заинтересованность в выпуске продукции, качество которой отвечало бы запросам и требованиям потребителя в условиях дефицита.

Ни ряд попыток совершенствования Государственной системы стандартизации и системы аттестации продукции, ни использование различных хозрасчетных регуляторов, ни ужесточение контрольно-надзорных функций органов не смогли компенсировать незаинтересованность производителей в повышении качества. Лишь командно-административное управление обеспечивало качество продукции более или менее приемлемое для государства и потребителей.

Это обстоятельство и обусловило “нажимной" характер распространения и внедрения КС УКП, что привело в основном к формальному подходу в создании систем.

Таким образом, рассмотрев сходства и различия между КС УКП и СМК на основе требований ИСО 9001: 2008 можно сделать вывод, что различия систем не так уж велики, как это могло бы показаться. Дело в том, что обе системы очень близки по отображенной в них философии системного управления качеством.

Тем не менее, следует заметить, что СМК на основе требований ИСО 9001: 2008 более эффективна, поскольку одними из основополагающих аспектов стандарта является наличие сильных мотиваторов и стимулов для руководства.

Отдельно следует выделить экономическое стимулирование, являющееся достаточно сильным побудителем, особенно для российского рынка, для верного и последовательного прохождения всех этапов разработки и внедрения, а позже и поддержания СМК в рабочем состоянии - то, чего не хватало КС УКП.

Перейти на страницу: 1 2 3