Изучаем менеджмент
компетентность профессионализм руководитель квалификационный
Существуют разные трактовки понятия "профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения" и разные подходы к определению ее структуры. Приведем некоторые из них (Таблица 1). Для оценки компетентности руководителя образовательного учреждения важно выделить те подходы, что позволят феномен компетентности рассмотреть с точки зрения критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения. Определение уровня профессиональной компетентности руководителей образовательного учреждения при присвоении квалификационной категории (в процессе аттестации) представлены в (Таблице 2).
Таблица 1- Определение понятия "Профессиональная компетенция"
Автор |
Определение понятия |
Структура профессиональной компетентности |
И.В. Гришина |
Компетентность - интегральное профессиональное качество руководителя, сплав его опыта, знаний, умений и навыков, показатель как готовности к руководящей работе, так и способности принимать обоснованные управленческие решения. |
Профессиональная компетентность директора школы представляет собой сложное многоаспектное личностное образование, которое включает функционально связанные между собой компоненты: -мотивационный - совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления; -когнитивный - совокупность знаний, необходимых для управления; -операционный - совокупность умений и навыков практического решения задач; -личностный - совокупность важных для управления личностных качеств; -рефлексивный - совокупность способностей предвосхищать, оценивать, "притормаживать" собственную деятельность, выбирать стратегию управления. |
С.В. Селицкая |
Педагогическая компетентность менеджера является базисной профессиональной характеристикой личности руководителя, одной из ключевых системообразующих компонент в общей структуре компетентности менеджеров. |
Выделяет три ведущие парадигмы, которые составляют фундаментальную базу концептуальных оснований формирования педагогической компетентности менеджера: социологическая, социокультурная и деятельностная. Обосновывает выбор деятельностного подхода в качестве фундаментального основания для создания условий формирования педагогической компетентности менеджера |
Т.Н. Пильщикова |
Компетентность педагога - менеджера представляет как: -степень владения совокупностью знаний, умений и навыков в области педагогического менеджмента, экономики, предпринимательства; -способность к маркетинговой и исследовательской деятельности, анализу и выбору оптимальных путей решения проблем в условиях неопределенности; -готовность разрабатывать, принимать и реализовывать эффективные управленческие решения в направлении поставленной цели; -сформированность значимых личностных качеств, экономического мышления и мотивационно - ценностных ориентаций; -единство теоретической, нормативно - правовой и практической готовности к педагогическому менеджменту, экономической деятельности и предпринимательству; готовность к информационному сопровождению управленческой деятельности, эффективным коммуникациям в деловом общении. |
Таблица 2 - Определение уровня профессиональной компетенции
Параметры |
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Компетентность руководителя образовательного учреждения |
Квалификация |
Знание: - стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики; - целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий; - типов образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности; - основ экономики образования; - нормативно - правовых основ функционирования и развития системы образования; - теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере образования; - принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности; - систем и методов материального и морального стимулирования работников; - стилей эффективного руководства коллективом; - современных методов контроля образовательной, финансово - хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении; - требований к ведению делопроизводства в образовательном учреждении. |
Анкетирование; Тестирование; Экзамен; Собеседование |
Профессионализм |
Умение: - анализировать деятельность ОУ, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения; - разрабатывать нормативно - организационную документацию ОУ (договоры, уставы, правила и др.); - разрабатывать программы развития образовательного учреждения; - строить организационную структуру управления ОУ; - планировать и организовывать контроль деятельности учреждения; - мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации; - предупреждать и разрешать конфликты в коллективе; - организовывать освоение новаций; - проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу. |
Практико - ориентированный проект Дискуссия Деловые игры | |
Продуктивность |
Образовательного учреждения: - сохранение контингента обучающихся; - освоение обучающимися образовательных стандартов; - результаты инновационной образовательной деятельности. Руководителя: - состояние нормативной правовой базы для функционирования и развития ОУ; - программы развития учреждения (подразделения); - состояние учебно - материальной (материально - технической) базы учреждения (наличие, использование, развитие); - количественные и качественные характеристики движения кадрового состава; - социально - психологический климат в руководимом коллективе; - качество и уровень санитарно - гигиенических условий; - состояние делопроизводства. |
Обобщение опыта |
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru