Изучаем менеджмент
Одним из приоритетов политики руководителя на современном этапе является обеспечение системы управления высококвалифицированными кадрами.
Понятие "компетентность" включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.
В психологических исследованиях рассматриваются следующие виды компетентности: коммуникативная, профессионально-педагогическая. Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования.
Высокий уровень профессиональной компетентности повышает конкурентоспособность специалиста.
В настоящее время в научной литературе нет однозначного подхода к определению понятия "профессиональная компетентность".Понятие "профессиональная компетентность" рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. Разнообразие и разноплановость трактовок понятия "профессиональная компетентность" обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, информационного, культурологического и других к решаемым исследователями научным задачам.
Петровская Л. А., Растянников П. В. /1/ дают свое определение компетентности: "компетентность -это уровень умении личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях". Автор выделяет особо общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося при личностно-ориентированном подходе являются личностные потенциалы.
Автор Зимняя И.А. /2/ считает, что компетенция - это "единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации".
Формирование профессиональной компетентности - процесс воздействия, предполагающий некий стандарт, на который ориентируется субъект воздействия; процесс, подразумевающий некую законченность, достижение определенного уровня стандарта.
Формирование профессиональной компетентности - управляемый процесс становления профессионализма, т.е. это образование и самообразование специалиста.
В научной литературе критериями профессиональной компетентности определены общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет, социально-трудовой статус в конкретной отрасли знаний (деятельности).
По мнению E.H. Огарева /3/, компетентность - это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного труда; и предполагает:
) глубокое понимание существа выполняемых задач и проблем;
) хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями;
) умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени;
) чувство ответственности за достигнутые результаты;
) способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей .
Достаточно интересной представляется и формула компетентности, разработанная М.А. Чошановым /4/. Она выглядит следующим образом: компетентность - это мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления.
Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.
Родоначальником подхода к управлению персоналом, основанного на компетенциях, можно считать McClelland /7/ . Психолог McClelland с конца 60-х годов ХХ века работал в Гарвардском университете. Он заложил основу определения компетенций как некоторых факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности. В 1973 году он написал статью, опубликованную в журнале "American Psychologist", под названием: "Тестирование компетентности, а не интеллекта".
Суть методологии, предложенной McClelland /7/, состояла в сравнении наиболее успешных сотрудников с менее успешными с целью определения факторов эффективности деятельности. Задача состояла в том, чтобы понять, какие именно психологические особенности и особенности поведения являются причинами успеха в данной профессиональной деятельности. Однако широкую известность подход, основанный на компетенциях, получил после публикации книги Boyatzis (Boyatzis, 2002) "Компетентный менеджер: Модель эффективной деятельности"/5/.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru