Изучаем менеджмент
Исторически азиатский тип производства был основан на внеэкономическом принуждении трудящихся и максимальной интенсификации их труда. Он активно применялся в большинстве восточных стран для производства риса, поскольку был наиболее эффективен для выращивания этой трудоемкой сельскохозяйственной культуры. Сегодня азиатский тип производства в первозданном виде сохранился лишь в наиболее отсталых странах региона (Лаос, труднодоступные горные районы Таиланда и Мьянмы), однако его особенности действительно наложили существенный отпечаток на японскую нацию, воспитав в ней огромное трудолюбие.
Среди других традиционных черт в тойотизме можно выделить коллективизацию труда, выраженную в создании рабочих бригад, где существует коллективная ответственность за результат.
Таким образом, тойотизм как форму организации труда можно представить в виде сплава традиционного трудолюбия и коллективного труда, помноженных на высокий интеллектуальный уровень персонала, тесно связанный с высоким уровнем образования японцев.
Внедрение традиционных японских принципов тойотизма в фирмах Западной Европы наглядно демонстрирует универсализм формы организации труда, предложенной Таиши Оно. Ее эффективность ощутили на себе и корпорации «Большой тройки» США («Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторс»), реструктуризация которых в рамках постфордистских технологий в середине 90-х годов позволила им сегодня сохранить ведущие позиции
В конце концов, последовательно проводя свою линию, Toyota преодолела представлявшийся неизбежным компромисс между качеством, временем и издержками: оказалось, что качественно - это не обязательно дорого и долго. Доказав на деле, что можно снижать издержки и одновременно повышать качество, Toyota опровергла традиционную производственную философию и стала образцом для всех производственных компаний мира. Решения Toyota были столь эффективны, что другим автомобильным компаниям не оставалось ничего другого, как внедрять её методы, позволяющие на 10-15% повысить объемы продаж и доходы акционеров, на 30% - производительность труда и в два раза сократить срок выпуска на рынок нового продукта (от концепции - до производства).
Именно последний фактор стал очень важным в условиях, вынуждавших компании гибко реагировать на спрос.
Массовое производство было эффективно до тех пор, пока автомобильные компании могли заявлять: «Какой цвет ни пожелаете, если он - черный!» Тогда совершенно оправданными были и огромные запасы, и долгосрочное планирование. Но с середины ХХ века ситуация начала изменяться, и сегодня компаниям приходится удовлетворять все более прихотливые, следующие быстротечной моде запросы клиентов.
Кроме того, автомобили постоянно усложняются, и потому их качество становится все более важным. Если Ford «Т» можно было починить в любой кузнице, то отремонтировать современный автомобиль, напичканный электроникой, куда труднее, поэтому Toyota, уделяя такое внимание качеству, оказалась «на коне».
Например, вполне объективным и правильным я считаю «Бережливое производство». Ведь концепция бережливого производства позволяет повысить эффективность деятельности предприятия в целом и отдельных производственных единиц без серьезных капитальных вложений. В частности, при внедрении бережливого производства значительно снижаются запасы сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции, что ведёт к сокращению затрат. Благодаря методам производственной системы Тойоты можно добиться заметного сокращения производственного цикла, снижение времени и количества переналадок до минимума, что позволит выпускать разнообразную продукцию небольшими партиями и оперативно реагировать на потребности рынка. Производительность труда на предприятии, работающем по принципам бережливого производства, повышается, а качество выпускаемой продукции неизменно растёт.
И что очень важно - все это характерно и актуально и в условиях крайней недостаточности ресурсов. Применение методов бережливого производства и производственной системы Тойоты способствует поддержанию на высоком уровне показателей оборачиваемости и рентабельности, а значит эффективности компании.
Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, пошатнувший позиции многих крупных производителей, нанес удар и по Тойоте. Но если иные компании приостанавливают деятельность и даже идут на банкротства, насчёт Тойоты можно быть спокойным. Компания, научившая миллионы людей управлять своей мечтой, останется на ходу и на этот раз. Японские компании оказались в гораздо худшем положении, чем европейские или американские. И причина тут не в повышении таможенных пошлин, как все думают, а преимущественно в разнице курсов валют. Дело в том, что относительно рубля курс евро вырос на 25%, доллара на 40%, а японской йены - на 55%. В убыток работать никто не будет - приходится повышать цены. И тем, кто импортирует машины из Японии, в первую очередь.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru