Меню сайта


Организация управления персоналом

Как видно из таблицы, коллектив Красноярского отделения «омолаживается», а в ближайшее время, в связи с увольнением специалистов пенсионного возраста, планируется принять на работу до 12% молодых специалистов.

На профессиональное развитие молодых специалистов в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем «испытательным сроком», который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде.

Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства.

В качестве основных элементов адаптации молодого специалиста можно выделить следующие:

1. овладение системой профессиональных знаний и навыков;

2. овладение профессиональной ролью;

. выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;

. самостоятельность при выполнении должностных функций;

. удовлетворенность выполняемой работой;

. интерес к работе, возможность реализации своего потенциала;

. стремление к совершенствованию в рамках профессии;

. информированность по важнейшим вопросам работы;

. установление хороших взаимоотношений с коллегами;

. ощущение психологического комфорта;

. чувство справедливого вознаграждения за труд;

. взаимопонимание с руководителем.

Процесс адаптации в целом состоит из профессиональной и социально психологической адаптации. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, формировании профессионально необходимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с другими сотрудниками и др.

Таблица 2.2 Степень удовлетворенности специалистов различными сторонами профессиональной деятельности

Показатель

Удовлетворен

В среднем удовлетворен

Не удовлетворен

Оплата труда

148

22

42

График работы

168

32

12

Отношения с коллегами

202

8

2

Условия труда на рабочем месте

162

30

20

Отношения с непосредственным руководителем

189

17

6

Отношения с руководством предприятия

188

20

4

Перспективы профессионального роста

74

62

76

Работа в целом

174

33

5

Адаптированность человека к трудовой среде проявляется в его реальном поведении, а также в таких конкретных показателях трудовой деятельности, как эффективность труда, усвоение социальной информации и ее практическая реализация, рост всех видов активности, удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности.

Основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играет отдел кадров Красноярского отделения, разрабатывающий комплекс мероприятий, который позволяет снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников.

В ходе выполнения дипломной работы было проведено исследование, направленное на выявление факторов адаптации молодых специалистов ФГУП Красноярского отделения. В исследовании принимали участие молодые специалисты в возрасте до 30 лет (9%) и от 30 до 40 лет (42%). Стаж работы по специальности у 33% составлял менее двух лет, у 31% от двух до трех лет, у 36% от трех до пяти лет. При этом 24% составляли мужчины и 76% женщины.

Перейти на страницу: 1 2 3