Изучаем менеджмент
Как видно из таблицы, коллектив Красноярского отделения «омолаживается», а в ближайшее время, в связи с увольнением специалистов пенсионного возраста, планируется принять на работу до 12% молодых специалистов.
На профессиональное развитие молодых специалистов в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем «испытательным сроком», который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде.
Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства.
В качестве основных элементов адаптации молодого специалиста можно выделить следующие:
1. овладение системой профессиональных знаний и навыков;
2. овладение профессиональной ролью;
. выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
. самостоятельность при выполнении должностных функций;
. удовлетворенность выполняемой работой;
. интерес к работе, возможность реализации своего потенциала;
. стремление к совершенствованию в рамках профессии;
. информированность по важнейшим вопросам работы;
. установление хороших взаимоотношений с коллегами;
. ощущение психологического комфорта;
. чувство справедливого вознаграждения за труд;
. взаимопонимание с руководителем.
Процесс адаптации в целом состоит из профессиональной и социально психологической адаптации. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, формировании профессионально необходимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с другими сотрудниками и др.
Таблица 2.2 Степень удовлетворенности специалистов различными сторонами профессиональной деятельности
Показатель |
Удовлетворен |
В среднем удовлетворен |
Не удовлетворен |
Оплата труда |
148 |
22 |
42 |
График работы |
168 |
32 |
12 |
Отношения с коллегами |
202 |
8 |
2 |
Условия труда на рабочем месте |
162 |
30 |
20 |
Отношения с непосредственным руководителем |
189 |
17 |
6 |
Отношения с руководством предприятия |
188 |
20 |
4 |
Перспективы профессионального роста |
74 |
62 |
76 |
Работа в целом |
174 |
33 |
5 |
Адаптированность человека к трудовой среде проявляется в его реальном поведении, а также в таких конкретных показателях трудовой деятельности, как эффективность труда, усвоение социальной информации и ее практическая реализация, рост всех видов активности, удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности.
Основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играет отдел кадров Красноярского отделения, разрабатывающий комплекс мероприятий, который позволяет снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников.
В ходе выполнения дипломной работы было проведено исследование, направленное на выявление факторов адаптации молодых специалистов ФГУП Красноярского отделения. В исследовании принимали участие молодые специалисты в возрасте до 30 лет (9%) и от 30 до 40 лет (42%). Стаж работы по специальности у 33% составлял менее двух лет, у 31% от двух до трех лет, у 36% от трех до пяти лет. При этом 24% составляли мужчины и 76% женщины.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru