Изучаем менеджмент
Показателями, характеризующими готовность к внедрению кружков качества, считаются:
· организационное обеспечение программы,
· согласие высшего руководства к принятию предложений, поступающих от рядовых работников,
· достаточность времени, уделяемого подготовке программы,
· достаточность финансовых средств на её обеспечение,
· желание персонала участвовать в кружках,
· интенсивное обучение.
Первые 4-6 месяцев заседания кружка посвящены обучению основам статистических методов контроля качества и различным методам решения возникающих проблем. В дальнейшем члены кружков собираются самостоятельно, без наставника, обсуждают проблемы, относящиеся к обеспечению качества своей работы, находят их решение и представляют результаты на рассмотрение руководства. Те, кружки которые оказываются в состоянии обрести механизм внутренней самомотивации, превращаются в устойчивый, длительно функционирующий механизм. Другие же проходят свой жизненный цикл и либо превращаются в вялый формальный коллектив, работающий без интереса и энтузиазма, либо распадаются.
На этом этап внедрения можно считать законченным. Начинается последний этап - этап обеспечения долговременного и успешного функционирования кружков. Прежде всего, кружок должен иметь план работы на год с разбивкой по месяцам. Число тем, одновременно разрабатываемых в кружке, в зависимости от числа его членов колеблется от 3 до 5.Перед каждым членом кружка ставится определенная задача, и в личных планах членов кружка фиксируются поэтапные сроки ее выполнения. Считается малоэффективным принятие обязательств общего характера типа ”добиться улучшения качества продукции, снизить количество брака на 1%” и т. п. Для любой проблемы должны указываться реальные пути ее решения. Конкретность задачи позволяет сосредоточить внимание рабочего на узкой проблеме и успешно ее решить.
По данным опроса, проведенного на японских фирмах, типовой перечень разрабатываемых тем выглядит следующим образом:
Табл. 1 Типовой перечень разрабатываемых тем
Тема |
Содержание |
Качество |
Исключение причин выпуска продукции низкого качества, улучшения качества изделий; предотвращение возможности рекламаций, уменьшение разброса показателей и стабилизация уровня качества. |
Оборудование |
Предотвращение поломок, механизация, совершенствование инструмента, оптимизация расстановки оборудования и последовательности операций. |
Расходы |
Сокращение затрат, снижение количества человеко-часов, эффективное использование рабочего времени, сокращение времени обработки, экономия сырья, материалов и энергии; уменьшение затрат на единицу продукции. |
Эффективность |
Рост производительности труда, увеличение выпуска продукции, сокращение простоев оборудования, уменьшение объема вспомогательных средств, сокращение сроков поставки готовой продукции. |
Контроль и управление |
Использование методов и средств стандартизации, совершенствование организации труда, выявление “контрольных точек” в процессе производства, требующих постоянного внимания; предотвращение часто встречающихся ошибок, надзор за технологическими процессами, стандартизация производственных операций. |
Безопасность |
Соблюдение правил техники безопасности, содержание в порядке рабочего места, совершенствование производственной среды. |
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru