Изучаем менеджмент
Как бы ни изменился предмет, но до поры до времени он остается именно таким, а не другим, качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира.
Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к определенным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. В отношениях какого-либо предмета с другим проявляются различные его свойства или группы свойств; в этом смысле можно говорить о много качественности предметов и явлений". Безусловным является утверждение, что качество предмета проявляется только при его оценке. В то же время Галилей, Локк Д. и другие философы различали качества объективные - присущие самим природным вещам - и субъективные - содержащиеся только в человеческом восприятии.
Категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта - определенность. Качество объекта не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом как с целым, охватывая его полностью, и неотделимо от него. Качество, являясь инструментом идентификации объектов, позволяет объединять их на основании имеющейся у них общности или выделять множества из окружающего сообщества.
Количество - это внешняя безразличная определенность бытия, не изменяющая самого бытия.
Качество, прежде всего, в русской культуре соотнесено с духовностью, нравственными ценностями, человеком, социальной и природной средой. На этой теоретической и методологической основе возможно формирование целостного синтетического образа качества, охватывающего в интегральном единстве духовность, ментальность, социальность, хозяйство, производство, управление, что интегрируется в качестве жизни и качестве человека.
Понимание качества вносит осмысленность в жизнь человека, побуждает к творчеству. Вместе с тем осмысленность и свободу действиям человека придает знание цели, предполагающей в результате деятельности рождение или познание нового качества.
В философском отделении Академии проблем качества "качество" трактуется как "существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу, которой он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом". Так как жизнь человека - это процесс, то под качеством жизни следует понимать существенную определенность бытия, которая проявляется через способность удовлетворять конкретную совокупность потребностей. Но высшей целью управления качеством является удовлетворение потребностей потребителей, что в конечном итоге улучшает качество их жизни.
Управление качеством рассматривается как главное звено в любом хозяйствовании. И если управление качеством продукции - основной стимул развития и совершенствование сферы производства товаров и услуг, то основным индикатором социально-экономической ситуации в обществе является качество жизни населения. При этом аналогично понятиям "уровень качества", "класс качества" и "совершенство", типичным для качества продукции и услуг, категория "качество жизни" характеризуется такими определениями, как:
"уровень жизни", определяющий в основном материальную сторону бытия, финансовые доходы каждого жителя;
"качество жизни", охватывающее как материальные, так и духовные ценности и возможность обладания ими;
"качество образа жизни", характеризующее индивидуальное отношение каждого человека к уровню и качеству своей жизни в обществе.
Объективная оценка может быть получена только с учетом совокупности всех трех категорий. Качество - основа роста национального богатства. Как известно, со второй половины ХХ века качество играет ключевую роль в экономической и социальной стратегии ведущих стран мира. Производство высококачественной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции обеспечивает преимущество на товарных рынках, конкурентоспособность не только компаний производящих товары и услуги, но и национальных экономик в целом.
Проблемы качества на протяжении многих веков волнуют и занимают умы прогрессивного человечества. Управление качеством, как и управление, возникло в результате потребности человечества первоначально в высококачественном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни. В начале XX века проблемы качества воспринимались как инженерно-технические. С середины прошлого столетия теория и практика управлением качеством получают дальнейшее развитие на основе системного подхода. Формируются различные национальные школы управления качеством, каждая из которых определяет свое видение содержания этой категории, свои цели и подходы к управлению качеством, а также наиболее эффективный механизм управления качеством.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru