Изучаем менеджмент
В настоящее время наиболее распространены два методологически разных диагностических подхода, различающиеся пониманием природы объекта диагностики:
) предметный (диагностируемый объект рассматривается как объективно существующее квазиприродное образование, которое развивается по собственным законам). Здесь задача диагноста максимально объективно описать изучаемый объект на основе формальных показателей и исходных концептуальных схем; используются в основном количественные методы диагностики;
) проблемный (объект рассматривается как спонтанно активный, обладающий свободой выбора). Диагност во многом полагается на интуицию, ситуация рассматривается как уникальная, и, соответственно, объект не сравнивается с каким-либо нормативным образцом; используются преимущественно качественные методы диагностики.
Для предметного подхода разработка эффективных средств диагностики базируется, как правило, на развитии концептуальных и эмпирических модельных представлений об изучаемой реальности. Это предусматривает логическое обоснование, проработку и проверку концептуальных схем, показателей, эмпирических индикаторов, а также введение эмпирических критериев проверки адекватности указанных представлений и схем. Уровень развития диагностических средств при таком подходе во многом рассматривается как производная от развития и состояния базовой фундаментальной науки.
Для развития диагностических средств в рамках указанного направления характерно стремление к максимальной алгоритмизации процесса получения информации и максимальной объективности полученной информации. Это возможно только за счет максимальной специализации решаемых задач.
Основными проблемами диагностики, опирающейся на положения предметного подхода, являются:
1 невозможность построения точных моделей изучаемого объекта, для объектов любого класса;
2 принципиально неустранимая проблема недостаточности исходных данных об объекте любого класса;
3 проблема перехода от теоретических представлений к частным показателям и эмпирическим индикаторам;
4 сложность концептуального и эмпирического описания целостного объекта с помощью отдельных показателей;
5 сложность выбора критериев адекватности концептуальных и эмпирических построений;
6 проблема перехода от умозрительных описаний к модели практической деятельности.
При использовании проблемного подхода диагност не только не дистанцируется от изучаемого объекта, но и вовлекает в этот процесс ключевые фигуры организации, стараясь при этом поставить их в активную позицию. Диагностические средства, которые использует диагност, не являются жесткими и формализованными технологиями.
Требования к объективности полученных в ходе диагностики результатов становятся просто бессмысленными, т.к. «естественный» сбор данных неконтролируем. Результаты диагностики при таком взгляде зависят от того, кто ее реализует. При этом большую роль играют установки, ориентации, квалификация исполнителя. Основным инструментом и источником получения информации об объекте становится интервью, игровые и «полевые» формы получения информации.
Отметим некоторые проблемы, возникающие при использовании данного диагностического подхода:
7 результаты диагностики субъективны и зависят от исследователя;
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru