Изучаем менеджмент
Быстрый рост рынка
Объем рынка предлагаемых товаров, его возможности
Медленный рост рынка
слабая конкурентная позиция сильная
Рис. 5. Матрица Томпсона и Стрикланда
В связи с тем, что конкурентная позиция фирмы оценивается как достаточно слабая, а возможности роста рынка ее товаров и услуг можно считать умеренно быстрыми, то для фирмы «Brand» наиболее приемлемыми являются стратегии, находящиеся во втором квадранте матрицы Томсона и Стрикланда. При этом предпочтение следует отдать пересмотру стратегии концентрированного роста для усиления позиций на рынке, развития границ рынка. Также имеет смысл обратить внимание на стратегию горизонтальной интеграции. Оставшиеся стратегии являются не подходящими в тех условиях, в которых фирма функционирует в настоящее время. Фактором, свидетельствующим о верном выборе стратегии является портфельный анализ, который показал наличие достаточного количества товаров - «дойных коров», способных обеспечить рост товаров - «звезд». Также факторами, свидетельствующими о правильности выбора стратегии, являются цели, которые не противоречат и будут способствовать реализации выбранной стратегии, анализ внешних и внутренних факторов, показавший, что при усовершенствовании системы управления у фирмы нет существенных преград в достижении намеченных целей, и большинство факторов будет способствовать реализации выбранных стратегий.
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Такой подход дает огромную свободу действий, при которой работники, ответственные за достижение целей, могут легко выбрать такой образ действий, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и не правильного толкования, руководство должно использовать специальные инструменты, позволяющие реализовать выбранную стратегию:
. Тактика. Тактика находит свое выражение в краткосрочных планах, которые согласуются с общими долгосрочными планами организации. Стратегический план, рассчитанный на 2-3 года или 5 лет, разбивается на годовые планы, которые составляются на основе жесткого или адаптивного планирования. В свою очередь, годовые планы конкретизируются в квартальных, месячных, однодневных, сменных и др. планах.
Таким образом, составление и реализация тактических планов является необходимым условием выполнения долгосрочного стратегического плана.
. Политика. Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать.
. Правила. После составления тактических планов и на основе политики фирмы руководство разрабатывает правила, которые ограничивают действия сотрудников и гарантируют выполнение конкретных действий конкретными способами. Иными словами, правило точно определяет, что должно быть сделано и как надо действовать в конкретных условиях.
Приведем примеры правил, которые могут способствовать успешной реализации стратегического плана фирмы "Brand":
■ Ежегодное повышение квалификации является обязательным для каждого сотрудника.
■ Наличие информационно-технологического образования является обязательным условием приема на работу сотрудников, непосредственно работающих с клиентами.
■ Внимательное отношение к требованиям каждого клиента.
■ Указанные сроки - это обещания, которые необходимо выполнять.
■ При любой задержке в выполнении заказа стоимость выполнения заказа снижается.
. Процедура. Процедура описывает действия, которые необходимо предпринять в конкретной ситуации, в которой имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.
Процедуры разрабатываются для многократно повторяющихся операций. В качестве примера процедуры для фирмы "Brand" можно привести процедуру выполнения заказа по вставке линз фирмы в оправу клиента:
■ Клиент выбирает комлектующие, которые ему необходимы.
■ Продавец выписывает в 2-х экземплярах специальный заказ, в котором указывается вид выполняемой работы, характеристики комплектующих, срок выполнения заказа и его стоимость. Оба экземпляра подписываются клиентом после чего 1 экземпляр остается у продавца, а другой - у покупателя.
■ Продавец передает комплектующие специальному работнику, который осуществляет их доставку к рабочему, непосредственно выполняющему заказ.
■ Рабочий выполняет необходимые работы и подписывает заказ в специально отведенном месте.
■ Работник доставки доставляет выполненный заказ в магазин за 1 день до окончания срока заказа.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru