Изучаем менеджмент
Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие [21, С. 10].
Советский энциклопедический словарь определяет культуру как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [18]. Пишет сайт mam0.ru
Культура - понятие коллективное, то есть культура представляет собой нечто общее для какой-либо группы людей, связанных определенной социальной организацией. Необходимым условием возникновения культуры является общение членов группы между собой. Поэтому целесообразно рассмотреть организационную культуру [21, С. 10].
Организация - это объединение людей, исповедующих общие ценности, деятельность которых координируется для достижения общей цели [24, С. 176].
Культура организации - совокупность общих ценностей и норм поведения, разделяемых большинством членов организации или ее активным ядром, которые служат средством внутренней регуляции и программирования организационного поведения [24, С. 80].
Как считает А.А. Погорадзе, применительно к предприятию в качестве самостоятельных правомерно выделять: культуру условий труда; культуру средств труда и трудового процесса; культуру межличностных отношений; культуру управления; культуру работника (нравственную и трудовую) [9, С. 71].
Организационная культура - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук [11, С. 16].
Так же теорию организации можно определить как область исследований (научное направление), при которых используют подходы, методы и принципы различных дисциплин с целью изучения представлений, ценностей, способностей и действий организаций по внутренним изменениям и анализа воздействия перемен во внешней среде на организацию и её составляющие, миссии, цели, стратегии и результаты [14, С. 34].
Необходимо определить предмет теории организации. Предмет ОТ определяет более расширенно Смирнов Э.А., вкладывая в него, целую систему организационных отношений и связей и реальных объектов, которые так или иначе изучает теория организаций [19, С. 11].
К пониманию сущности и содержания организационной культуры существуют различные подходы к определению. Все определения организационной культуры можно разделить на три группы (см. табл.1.1):
-я группа: определения-характеристики деятельности организации и ее членов;
-я группа: определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры;
-я группа: определения, трактующие организационную культуру как целостную категорию.
Принципиальным является то, что организационная культура должна быть воспринята всеми членами организации. Центральной составляющей в большинстве трактовок организационной культуры являются ценности организации.
Организационная культура - это идеология управления и организации социально-экономической системы. Организационная культура направлена на повышение трудового потенциала системы и выражает основные ценности организации [21, С. 12].
Таблица 1.1
Авторы Содержание определений | |
Определения - характеристики деятельности организации и ее членов | |
Д. Олдхэм |
Методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой орган организации |
Э. Шейн |
Коллективные базовые представления, обретаемые группой в процессе внешней адаптации и внутренней интеграции. Культура и лидерство являются по по сути двумя сторонами одной монеты, культуры порождаются лидерами, навязывающими группе свои собственные ценности и представления |
Б. З.Мильнер |
Представления и подходы к постановке дела, формы отношений к достижению результатов деятельности |
К. Сил и Д.Мартин |
Ценности организации (ядро культуры) определяют философию, миссию О организации; язык, истории, легенды, ритуалы, церемонии, внешний вид, одежда и др. (формы культуры) передают ценности; для поддержание культуры формируются прав ила найма работников, тренинги, программы обучения, планирования карьеры и т.д |
Р. Холл |
Положения, понятия и ценности, которые создают опору для действия |
Определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры | |
Д. Хэмптон |
Понятия, знания, ценности, материальные предметы, формальные законы и не формальные обычаи |
Д.Гибсон Д.Иванцевич |
Признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации |
Р. Дафт |
Набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами общества или организации |
Д.Ньюстром и К.Дэвис |
Набор разделяемых понятий, ценностей, убеждений, норм |
Ф. Лютенс |
Наблюдаемые регулярные формы поведения, нормы (отношение сотрудников к своей работе), доминирующие ценности, философия (принятые в организации отношения сотрудников между собой, отношения к клиентам), правила, организационный климат |
В.П. Шихирев |
Ценности, знания, нормы, символы |
Н Лэметр |
Система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми ее членами |
Н. Алпатова |
Ценности лидеров и персонала - ядро культуры |
Определения, отражающие характер воздействия компонентов корпоративной культуры на организацию | |
К.Камерон и Р.Куинн |
То, что ценно для организации, каковы стили ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, как определяется успех. Все то, что определяет уникальность характера организации |
В. А. Спивак |
Система материальных и духовных ценностей, проявлений, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность |
Р. Гриффин |
Набор ценностей организации, которые помогают ее членам понять, для чего была основана организация, как она работает, и что для нее важно |
П. Вейлл |
Система отношений, действий, артефактов, которая выдерживает испытания временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию |
Ф. Харрис и Р.Моран |
Осознание работниками себя и своего места в организации; способы и язык общения в организации; внешний вид работников, их поведение, верования; организация питания, обучения и развития; отношение ко времени; характер отношений между людьми разного ранга, интеллекта, опыта и т.д.; ценности организации, трудовая этика и мотивация |
Д.Элдридж и А.Кромби |
Уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей |
Определения, трактующие корпоративную культуру как целостную категорию | |
М. Мескон |
Атмосфера или социальный климат в организации |
Э. Джакус |
Образ мышления и способ действия, которые должны быть усвоены и хотя бы частично приняты новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» |
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru