Меню сайта


Сущность, принципы правовые основы малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

¾ от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

¾ до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Более того, такой механизм стал одним из существенных признаков высокоразвитой рыночной экономики и демократического общества индустриально развитых стран. Свое практическое воплощение это взаимодействие находит в самых различных формах и направлениях:

- в создании инфраструктуры предпринимательства;

- обеспечении благоприятных условий для его эффективного функционирования;

- деятельности полуправительственных экспортно-консультативных организаций с обязательным участием в них представителей малого бизнеса;

- формировании и реализации промышленной и внешнеэкономической политики;

- размещении государственных и муниципальных заказов;

- узаконении лоббистской деятельности предпринимательских структур;

- корпоративизме в регулировании социально-трудовых отношений и т.д.

Международный опыт свидетельствует о том, что нигде современное малое предпринимательство не может развиваться, тем более формироваться, без государственного регулирования и поддержки. В мире развитого современного предпринимательства считается признанным, что государственное регулирование в тех или иных формах, масштабах - закономерность социальной рыночной экономики.

Государственное регулирование малого предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

Важнейшей функцией государственного регулирования является обеспечение социальной ориентации развивающегося предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательских структур на достижение не только экономического, но и социального эффекта, т.е. качества жизни населения.

Социальный эффект в этом случае обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества. Правильное понимание роли предпринимательства ориентирует государственное регулирование на инновационное производство, инновационную стадию конкуренции, которые повышают уровень развития национальной экономики в целом, и динамичную устойчивость экономического развития. А это ведет к росту национального богатства и, следовательно, создает возможность повышения благосостояния для всех.

Перейти на страницу: 1 2