Изучаем менеджмент
Фирмы зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них живут бесконечно долго, но ни одна из них не способна жить без изменений. Новые фирмы организуются постоянно, но «умирают» также постоянно.
Как и всякая система фирма имеет свой жизненный цикл как смену определенных состояний с предсказуемыми изменениями в течение времени.
Жизненный цикл фирмы теснейшим образом связан с жизненным циклом товара. Последний используется для объяснения того, как товар проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка.
Выделяют следующие этапы жизненного цикла фирмы:
этап предпринимательства, когда фирма находится в стадии становления;
этап коллективности, когда развиваются инновационные процессы, формируются миссия, деловые контакты, нарастают доходы;
этап формализации и управления, когда создается стабильная структура и упор делается на эффективность, увеличивается прибыль;
этап выработки структуры, когда расширяется производство и рынок, формируются перспективы развития, диверсифицируется производство;
этап упадка, когда в результате конкуренции уменьшается спрос на продукцию фирмы и снижаются доходы.
При создании фирмы, когда творческий процесс протекает свободно, появляется стремление к стабильному и устойчивому развитию, при этом решаются две задачи: обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Зрелость фирмы проявляется в том, что она начинает беспокоиться об эффективности инвестиций и возможности инноваций, увеличивает объемы производства и расширяет рынок.
«Симптомами» упадка можно назвать следующие:
снижение спроса вследствие усиления конкуренции;
увеличение конкурентной силы поставщиков;
сложности управления возросшим объемом производства;
усложнение и замедление инновационного процесса;
снижение эффективности производства (рентабельности).
Рисунок 1.8 - Жизненный цикл фирмы1
Цели фирмы:
Удовлетворение потребностей индивидов, входящих в фирму (социальный аспект).
Совершенствование структуры фирмы, ее адаптация к внешним и внутренним изменениям.
Создание и поддержание потенциала для будущего развития в качестве гарантии непрерывности существования фирмы (выживание, прибыль- способ выживания).
Удовлетворение внешних требований к фирме и предъявление своих требований вовне (государство и фирма).
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Гера Плюс»
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru