Изучаем менеджмент
Вместе с тем, в связи с изменением роли и места работника в производственной системе, появилось новое направление исследований в совокупности наук о труде и персонале - управление персоналом, к которому принято относить". проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовом коллективе, процедур управления" [7, c.15] . click
Некоторые зарубежные авторы вопросы управления персоналом выделяют в самостоятельный раздел в рамках темы "Обеспечение эффективности деятельности организации".
Здесь процесс управления персоналом разбивается на этапы в отличие от направлений и задач, представленных в других источниках. При этом под этапами понимаются:
) планирование трудовых ресурсов;
) набор персонала;
) отбор персонала;
) определение заработной платы и льгот;
) профориентация и адаптация;
) обучение персонала;
) оценка труда;
) перемещения персонала;
) продвижение по служебной лестнице. Взаимосвязанное решение этих вопросов в рамках предприятия образуют систему управления персоналом предприятия.
Однако представленный подход не является однозначным. Существуют и другие мнения на этот счет. "До последнего времени само понятие "Управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений" [10, с.46] .
Анализ исследований разных авторов показал, что каждый из них предлагает собственную структурно-методическую концепцию системы управления персоналом (СУП). Однако в качестве особенностей необходимо отметить, что любая из них, в принципе, складывается из двух частей. Первая часть - это общие вопросы по управлению персоналом, - которая в том или ином виде присутствует практически у каждого автора, пишущего о менеджменте персонала и которая в общем случае схематично может быть сформулирована так:
1. Роль и место управления персоналом в системе современного менеджмента.
2. Организационная структура кадровой службы.
. Цели и задачи кадровой службы.
. Коммуникационные отношения в коллективе, включая разрешение конфликтных ситуаций.
. Мотивационные аспекты.
. Психологические аспекты.
Вторая часть отражает оригинальный взгляд авторов на проблему управления персоналом и может рассматривать, например, такие вопросы, как:
. Планирование в управлении персоналом.
2. Привлечение, отбор и первичное развитие персонала.
. Управление процессом развития персонала.
. Управление резервом на выдвижение.
. Методы оптимизации кадрового состава и реорганизации структуры.
. Вербовка и размещение (анализ работы, планирование потребности в персонале и его пополнении, испытание и отбор (тестирование), интервьюирование кандидатов).
. Обучение и развитие (ориентация и обучение, подготовка менеджеров, управление качеством и производительностью, оценка исполнения, управление карьерой).
. Кадровая политика.
. Управление персоналом развивающейся организации.
. Методы формирования кадрового состава (проектирование структуры организации, оценка потребности в персонале, анализ кадровой ситуации в регионе, анализ деятельности и должностные инструкции, привлечение кандидатов, оценка кандидатов при приеме на работу, конкурсный отбор, адаптация).
. Методы поддержания работоспособности персонала (повышение производительности и нормирование труда, оценка труда, аттестация, формирование кадрового резерва, планирование карьеры, обучение).
. Управление персоналом и проблемы обеспечения банковской безопасности.
. Планирование и отбор трудовых ресурсов (предложение на рынке труда, набор кадров, квалификационные требования к персоналу, рекламирование работы, тесты, собеседование).
. Подготовка кадров (анализ потребностей обучения, стили и методы обучения).
. Оценка производительности (в том числе аттестация).
. Повышение квалификации и профессионализма руководящих кадров.
. Организация изменения и развития.
. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления организацией.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru