Меню сайта


Ориентир на подготовку управленцев-аналитиков

государственный служащий квалификация повышение

Все вышесказанное определило стремление построить систему обучения таким образом, чтобы создать тип профессионального управленца-аналитика широкого профиля. Это вытекает из общего подхода к государственному управлению как процессу согласованного принятия решений, в которых сбалансированы специальные интересы, представленные в экспертных оценках отдельных министерств, и внешние интересы, выраженные в аргументации групп давления. Хороший администратор должен быть нейтральным к конкретной проблеме, но благодаря знаниям и опыту работы обязан находить консенсус между различными интересами.

Политические руководители министерств и ведомств, как правило, не являются специалистами по управлению в своей сфере деятельности, и им нужны консультанты - лица, способные адаптировать мнения узких специалистов-экспертов в предложения и проекты, над которыми работает министр или руководитель соответствующего ранга. Работа аттестационных комиссий показывает, что узкая специализация их членов затрудняет объективную оценку всего комплекса профессиональных качеств государственного служащего. Кроме того, наличие администраторов широкого профиля упрощает задачу обшей координации управления. Узкие же специалисты не способны анализировать возникающие проблемы в широком контексте общих задач государственного управления. Аналитики могут обобщить опыт работы всего государственного механизма, только перестав выполнять экспертные функции в конкретных областях деятельности.

Модель управленца-аналитика как итог реализации изложенной выше концепции образовательных программ по государственному управлению складывается из следующих целенаправленно формируемых в процессе обучения качеств.

1. По окончании университета выпускник должен быть готов в достаточно короткий срок освоить и самостоятельно решать проблемы, выдвигаемые перед ним на любой должности государственной службы среднего звена, а также проявлять желание и готовность к повышению своей квалификации. Он должен обладать знаниями прежде всего в следующих областях: общее управление, применение законов, бюджет, кадровая политика. Кроме того, необходимо знать публичное право (особенно конституционное, гражданское, административное, финансовое, муниципальное), уметь организовать работу, владеть техническими средствами труда, грамотно устно и письменно излагать свои мысли.

2. Будущий управленец-аналитик с университетским дипломом должен иметь хорошую общегуманитарную подготовку, предполагающую знание истории, социологии, философии, этики и т.д. Это означает, например, что государственные управленцы должны обладать знаниями о культурных и социальных нравах и обычаях местности, где действует организация, в которой они работают. Более того, они должны быть толерантны к существующим политическим и этническим различиям. Процесс обучения ориентирован на способность и готовность понимать соответствующие нормы и ценности, правильно оценивать их значение, а также принимать компетентные решения, брать на себя профессиональную, политическую, социальную и человеческую ответственность и вносить свой вклад в развитие общества, руководствуясь Конституцией страны, демонстрировать солидарность в совместной работе и проявлять терпимость при возникновении разногласий.

3. Процесс обучения должен всесторонне стимулировать развитие личности обучаемого, укреплять его способности ставить перед собой цели и ориентировать свои действия на достижение этих целей, создавать и укреплять социальные связи. Поэтому студентам не только передается некоторая совокупность профессиональных и общеобразовательных знаний, но и внушаются гражданские обязательства, которые должны быть усвоены ими как будущими государственными служащими: убежденность, поиск консенсуса как важнейший способ разрешения конфликтов; умение выслушивать и высказывать независимые мысли и критику и др.

4. Компетентный управленец должен быть способен воздействовать на мотивацию подчиненных и быть лидером. Ему также необходимо эффективно взаимодействовать с руководителями и коллегами. Отсюда значение поведенческих наук и особенно психологии. Для понимания реального поведения нужно идти дальше анализа структур и институтов и заняться человеческим пониманием управления. Например, в правительственных учреждениях при отборе кандидатов важно учитывать такие качества, как рассудительность, здравый смысл, способность устанавливать личные взаимоотношения, напористость, умение ясно излагать свои мысли в письменной форме, выразительность устной речи и другие личностные характеристики.

Перейти на страницу: 1 2