Изучаем менеджмент
Управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности:
· Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.
· Анализ рынка труда и управления занятостью.
Отбор и адаптация персонала.
· Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста.
· Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.
· Организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп.
· Управление производительностью труда.
· Разработка систем мотивации эффективной деятельности.
· Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда.
· Организация изобретательской и рационализаторской деятельности.
· Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей.
· Разработка и осуществление социальной политики предприятия.
· Профилактика и ликвидация конфликтов.
Объем работ по каждой из этих функций зависит от размера предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятия и за его пределами.
В промышленности России более половины сотрудников служб управления персоналом занимаются нормированием и оплатой труда. В системах управления человеческими ресурсами США больше всего сотрудников занято отбором, адаптацией и оценкой персонала.
В управлении персоналом существует две группы принципов:
· Принципы, относящиеся к самому процессу формирования службы управления персоналом.
· Принципы, характеризующие саму систему функционирования управления персоналом.
Выделим следующие основные принципы управления персоналом:
· Принцип первичности функций управления персоналом (характеризует наличие в организации подсистем управления).
· Принцип оптимизации соотношения деятельности на рынке, технологических возможностей и численности персонала, который необходимо иметь фирме. Реализация данного принципа основывается на распределении функций между созданием системы управления персоналом и организационными основами формирования предприятия.
· Принцип оптимального процесса имитаций служебной деятельности.
· Принцип экономичности. Обычно предполагает эффективное построение системы управления персоналом с учетом возможного снижения затрат на его организацию, исходя из принятой на предприятии стратегии. Реализация данного принципа имеет основание, связанное с тем, что затраты на создание кадровой службы не могут превосходить затраты, связанные с отделом маркетинга; вместе с тем руководитель фирмы должен задуматься над тем, какие приоритеты в построении фирмы он видит в перспективе.
· Принцип прогрессивности. Создавая систему управления персоналом, менеджер должен пытаться реализовать на практике прогрессивные технологии управления персоналом, признанные в его сфере бизнеса; создавать при помощи своих квалифицированных менеджеров собственные, специфические технологии управления.
· Принцип иерархического подчинения.
· Принцип перспективности. При создании кадровой службы руководитель должен пытаться формировать такую систему управления, которая учитывала бы перспективу развития самой организации.
· Принцип научности.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru