Меню сайта


Сущность и содержание понятия «менеджмент»

Менеджмент как наука имеет свой предмет и методы его изучения, свои специфические проблемы и подходы к решению их. Научная подпочва этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная практикой человеческой цивилизации и сконцентрированная в виде концепций, теорий, способов, систем управления. Менеджмент как наука объясняет природу управленческой работы, устанавливает причинно-следственные связи, обнаруживает факторы и условия, за которые общая работа людей более эффективная. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они дают возможность не только своевременно и качественно управлять текущими делами, а и прогнозировать развитие событий и соответствующим образом разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы, закономерности, функции, принципы, методы управленческой деятельности.

Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые влияют многочисленные и разнообразные факторы внутренней и внешней среды. Научиться управлять можно лишь путем использования теоретических знаний в конкретной ситуации. Менеджеры должны учиться модифицировать практику с учетом выводов теории. Такой подход дает возможность соединить науку и искусство управления в единый процесс.

Теоретический плюрализм в трактовках сущности и содержания понятия менеджмент привел к тому, что в специальной литературе у менеджмента имеется много определений. Например, в японской профессиональной литературе сущность и роль менеджмента определяются так: «Рост производительности производства достигается в первую очередь не внедрением передовых технологических методов, хотя они, без сомнения, чрезвычайно важные, а организацией менеджмента». Этим сроком именуется координация и объединения в процессе производства индивидуальных усилий и создание побудительных мотивов работников, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и объединение и, во-вторых, оказывали содействие бы сближению взглядов и цели всех или, по крайней мере, большинства участников производства».

Во вступительной статье к фундаментальной книге М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» дается такое определение: «Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличение прибыли» [16, с. 41].

Дж. Дункан в работе «Основополагающие идеи в менеджменте» отмечает: «Менеджмент - это координация человеческих и других ресурсов с целью решения поставленных организацией задач» [16, с. 41]. Так или иначе, менеджмент - это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, которая обеспечивает коммерческий успех прежде всего в масштабах фирмы. Анализ разных определений менеджмента, а также исследование проблем управления на микро равные в условиях становления и развития рыночных отношений в Украине дает возможность сформулировать такое его определение.

Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата современного предприятия по использованию законов и закономерностей общественного развития, которое дает возможность организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно непостоянной внутренней и внешней среды. Осуществление этой функции неизбежно предусматривает и приводит к возникновению и воспроизведению соответствующих социально-экономических отношений, которые выступают общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального воспроизведения. Субъектами таких отношений являются: управляющие - менеджеры и подчиненные и в пределах предприятия, а также субъекты внешней среды, с которыми приходится вступать в соответствующие отношения менеджерам предприятия в процессе достижения своей цели.

Перейти на страницу: 1 2 3 4