Изучаем менеджмент
Общим недостатком показателей, получаемых на основе суммирования баллов, является то, что недостаток качества по одному из них можно компенсировать за счет других, получая один и тот же результат при различной значимости факторов. Поэтому для повышения надежности оценок, значение имеет выявление связей и установление зависимостей между всеми значимыми факторами. Установление таких зависимостей возможно методом последовательных сравнений (У. Черчмен, Р. Акоф).
Процедура состоит в следующем. Эксперту предоставляется перечень факторов (критериев, альтернатив, результатов), которые необходимо оценить по их относительной важности и он производит ранжирование. Наиболее важному фактору приписывается оценка (вес ) = 1, а остальным оценки (
) между 0 и 1 в порядке относительной важности.
Затем эксперт устанавливает, является фактор с оценкой 1 более важным, чем комбинация остальных факторов.
· Если да, то он увеличивает оценку , чтобы она была больше, чем сумма всех остальных, т.е.
· Если нет, то он корректирует оценку (если необходимо), чтобы она была меньше суммы всех остальных, т.е.
Далее определяется, является ли второй фактор с оценкой более важным, чем все остальные. И так далее до
фактора.
Таким образом, процедура состоит в систематической проверке оценок на базе их последовательного сравнения.
Общая процедура метода следующая:
1. Упорядочить результаты в соответствии с их значимостью (относительной важностью) с точки зрения эксперта.
Пусть представляет наиболее важный результат,
- следующий по степени важности и т. д., а
- наименее важный.
. Приписать вес 1,00 результату (т.е.
= 1,00) и другие веса всем остальным результатам.
. Сравнить
с
+
+ . +
:
· если предпочтительнее, надо изменить (в случае необходимости) значение
так, чтобы
>
+
+ … +
. При этой корректировке, так же как и при всех остальных, следует стремиться к тому, чтобы веса набора (
,
и т.д.) остались без изменений. Далее следует перейти к шагу 4.
· если =
+
+ . +
, то изменить (в случае необходимости) значение
, так чтобы выполнялось равенство
=
+
+ … +
и затем перейти к шагу 4
· если результат менее предпочтителен, чем
+
+ . +
, то изменить значение
так, чтобы выполнялось неравенство
<
+
+ … +
. Далее сравнить
с
+
+ . +
и повторять до тех пор, пока
будет или предпочтительнее, или равноценен всем остальным результатам.
Все права принадлежат - www.learnmanage.ru